Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

«Проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства как одного из направлений повышения качества образования». на 2013-2016 гг.

Программа развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения Княгининской средней общеобразовательной школы №1 » «Проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства как одного из направлений повышения качества образования». на 2013-2016 гг. » Главная
 
 
                                                                                                                                                                          Утверждаю:
и.о. директора школы
Жукова С.М.
 
 
 
Программа развития
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
Княгининской средней общеобразовательной школы №1
Княгининского района Нижегородской области.
 
 
 
 
 
 
«Проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства как одного из направлений повышения качества образования».
на 2013-2016 гг.
 
 
 
 
 
 
Авторы программы:
 Жукова С.М.-и.о. директора школы,
Березкина Н.А.-зам. директора во УВР,
Богатурова М.В.-зам. директора по ВР
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Княгинино 2013г.
 
Содержание Программы развития школы.
1. Паспорт Программы
стр. 2
2. Информационные данные об образовательном учреждении.
        стр.5
3. Аналитическая часть.
стр.10
4.Концептуальная часть.
стр.16
5.Содержание Программы.
 5.1. Проект «Учи, не навредив»;
 5.2. Проект «Учись быть здоровым»;
 5.3. Проект «Мама, папа, я-здоровая семья»
 5.4. Проект «В здоровом теле - здоровый дух».
 5.5. Проект «Школа мой второй дом».
стр.20
6.Ресурсное обеспечение Программы.
стр.26
7.Практическая часть по реализации проектов Программы.
стр.28
8.Контроль и оценка эффективности реализации Программы развития школы.
стр.37
9.Приложения.
стр.38
 
Паспорт Программы развития школы.
 
Наименование Программы
Программа развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения Княгининской средней общеобразовательной школы №1 на 2013-2016 гг. « Проектирование здоровьесберегающего пространства как одного из направлений повышения качества образования».
Заказчик Программы.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Княгининская средняя общеобразовательная школа №1
Разработчики Программы
Инициативная группа педагогов, учащихся и родителей учащихся Муниципального бюджетного образовательного учреждения Княгининской средней общеобразовательной школы №1.
 
Исполнители Программы
Педагоги, учащиеся и родители учащихся Муниципального бюджетного образовательного учреждения Княгининской средней общеобразовательной школы №1.
Цель Программы
Формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью и мотивация их на ведение здорового образа жизни.
 
 
 
 
Задачи Программы
1.Укрепление материально-технической базы школы, позволяющей обеспечить санитарно-гигиенические требования.режим и организацию
учебно-воспитательного процесса, профилактику , реабилитацию здоровья учащихся и педагогов.
2. Повышение квалификации педагогических кадров (курсовая подготовка, изучение новых педагогических технологий, семинары, практикумы, педмастерские).
3.Индивидуальное дозирование учебной деятельности и объема домашнего задания.
4. Разработка системы контроля и раннего выявления заболеваний учащихся, учет состояния здоровья детей в учебном процессе.
5. Планирование системы деятельности педколлектива по обновлению содержания образования.
6. Планирования системы внеклассной работы по воспитанию культуры здоровья, необходимой для воспитания целостной личности, реализации ею твроческих сил и способностей.
7. Планирование системы профилактических и оздоровительных мероприятий (питание, занятия физической культурой, туризмом, физическим трудом и т.д).
8. Обеспечение единства медико-психологических мероприятий с учетом возможностей школы.
9. Повышение компетентности родителей в вопросах формирования культуры здоровья у детей и готовности их к практике ЗОЖ.
 
 
 
 
 
Сроки и этапы реализации Программы.
2013-2016гг.
I этап -подготовительный (2013-2014гг.): разработка научно-методических основ реализации Программы.
II этап- практический (2014-2015гг.): реализация основных мероприятий Программы.
III этап -обобщающий этап (2015-2016гг.): обобщение и анализ деятельности школы в рамках Программы.
 
Объемы и источники финансирования реализации Программы
 
 
Ожидаемые конечные результаты
·         средства муниципального бюджета;
·         текущее финансирования образовательного учреждения;
·         привлеченные средства.
 
 
 
Новое качество общего образования, создание психологически комфортной среды, организация учебной деятельности в сответствии с принципами ЗОЖ на основе использования данных медицинского мониторинга, рекомендаций врачей и здоровьесберегающих технологий, оптимизация системы ЗУН по ЗОЖ, наличие в школе эффективной воспитательной системы, при которой ребенок стал субъектом процесса здоровьесбережения, создание условий для воспитания физически и духовно здоровой личности в семье.
Система организации контроля за ходом исполнения Программы
Система контроля за исполнением Программы обеспечивается   управлением образования администрации Княгининского района , администрацией школы. Промежуточные итоги реализации Программы доводятся до сведения трудового коллектива школы, родителей, учащихся в процессе работы педсоветов, родительских собраний, родительского комитета, Совета школы.
 
 
 
 
 
     2. Информационные данные об образовательном учреждении.                     
 
     Княгининская школа №1   была открыта 1 сентября 1976г. Учредителем школы является Администрация Княгининского района. 
   В 2011году школа получила статус муниципального бюджетного образовательного учреждения княгининской средней общеобразовательной школы №1. В настоящее время в школе 22 класса , обучается в ней 414 чел.   Школа в настоящее время функционирует в типовом здании, рассчитанном на 640 учащихся.
   Школа работает в одну смену в режиме 6-ти дневной рабочей недели со 2-го по 11класс., 1 класс в режиме 5-ти дневной рабочей недели. Обучение в школе ведётся на основе Российской федеральной программы 3-х уровнего образования.
                 1-я ступень (уровень) 1-4кл.
                 2-я ступень (уровень) 5-9кл.
3-я ступень (уровень) 10-11кл.
 Учебно-материальная база школы позволяет организованно, на современном уровне проводить учебно-воспитательную работу с учащимися.
В школе имеется компьютерный класс на 15 рабочих мест, есть методический кабинет, актовый зал, спортивный зал. Большинство учебных кабинетов имеет необходимое оборудование, наглядность, раздаточный материал. Кабинеты химии, физики, технического труда, обслуживающего труда оборудованы в соответствии с современными требованиями. При школе имеется спортивная площадка .
         Преподавателями являются 35 опытных учителей, имеющих педагогическое образование и квалификационные категории.
 
Сведения о квалификации педработников.
 
Всего
% к общему числу
педработников.
Имеют образование:
·         всего
          в т.ч.
·         высшее
·         среднее специальное
 
35
 
30
3
 
100%
 
86 %
8 %
Имеют квалификационную категорию:
·         первую
·         вторую
·         высшую
·         Соответствие занимаемой должности
 
17
2
5
 
4
 
49%
6%
14 %
 
11%
Прошли за последние 3 года курсы
повышения квалификации.
31
89%
 
 
Педагогический стаж.
 
Год
1-10 лет.
10-20лет.
Свыше20лет.
 Более 25лет.
 2012-2013.г.
4
8
9
14
 
 
Поощрения и награждения педагогических работников.
 
 
Всего работников.
Грамоты
 РУО
Грамота МОНО
 
Отраслевые награды:
«Отличник народного просвещения», «Почётный работник образования»
Звания «Заслуженный учитель», «Народный учитель».
Грамоты министерства образования и науки РФ
 
35
 
27
 
9
 
1
 
-
 
4
 
 
Из анализа данных видно, что коллектив стабилен, опытен. Школа функционирует стабильно.
 
Характеристика социального статуса семей учащихся Княгининской средней общеобразовательной школы №1( на 01.09.2012г.)
 
п/п
Социальный статус
Количество
1.
Полные семьи
287
2.
Неполные семьи
106
3.
Многодетные семьи
59
4.
 Дети, оставшиеся без попечения родителей(опекаемые, приемные семьи)
18
5.
Дети-инвалиды
8
 
 
 
  
 
Количество детей, склонных к асоциальным поступкам
 
 
 
Количество
 
Учебный год
2010-2011
2011-2012
2012-2013
обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле
 
 
3
 
7
 
6
 
обучающихся, состоящих на учете в милиции
 
 
 
1
 
 
0
 
 
 
1
 
Работа социально-психологической службы направлена на обеспечение психического здоровья и развития личности детей, основными направлениями деятельности которой являются:
-работа с семьями, нуждающимися в социальной поддержке;
-социально-педагогическая профилактика с детьми асоциального поведения
-работа с детьми , оставшимися без попечения родителей, с детьми-сиротами;
-организация питания учащихся;
-привлечение спецслужб для оказания помощи нуждающимся детям и их семьям.
Образовательный уровень родителей(по состоянию на 01.09.2012г).
 
п/п
Образование
Количество
1.
Высшее
167
2.
Среднее и начальное профессиональное образование
347
3.
Среднее общее
140
 
Сведения об обучающихся ( на 2012-2013 учебный год)
 
Всего по школе
Первая ступень
Вторая ступень
Третья ступень
414
163
221
30
 
 
 
 
 
 Сравнительная таблица результата успеваемости по годам
 
 
2010-2011
2011-2012
2012-2013
 На «5»
11(4%)
17 (6%)
17(5%)
На «4» и «5»
112 (39%)
110(37%)
107(33%)
Неуспевающие
5(2%)
5(2%)
7(%)
Качество обучения
40%
43%
38%
Уровень обучения
98%
98%
98%
 
 
 
 Распределение выпускников основной школы
 
Учебный год
2010-2011гг.
2011-2012гг.
2012-2013гг.
Всего окончило 9 классов, из них:
34
37
32
Перешли в 10 класс;
31 (91%)
10 (27%)
20( 63)
Перевелись в 10 класс других школ;
-
-
-
Поступили в СПО
-
25 (68%)
12(37%)
Поступили в ПТУ
-
2(5%)
-
 
 
 
 Распределение выпускников средней
школы
 
Учебный год
2009-2010гг.
2010-2011гг.
2011-2012гг.
Всего окончило школу из них:
29
20
31
Поступили в ВУЗы;
23(79%)
19(95)
24(77%)
Поступили в техникумы и колледжи;
6(21%)
1(5%)
6 (19%)
Поступили в ПТУ;
-
-
-
Работают
-
-
1(4%)
 
 
Особенности управления школой.
Административное управление осуществляет директор и его заместители.
основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, методические объединения, родительский комитет.
           Заместители директора реализуют, прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую , планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.
 
Организационная структура управления школы
 
 

Управление образовательным учреждением
Администрация
Совет школы
Педсовет
Родительский комитет
Общественные организации
Директор школы
М/О
Учителя-предметники
 Социальный педагог
Зам директора по ВР
Зам. директора по УВР УВРУУВУРР
Руководители кружков и спортивных секций
Классные руководители
Классные руководители
учитель
Центр занятости населения
               ДЮСШ
 Детские
сады
КДН и ЗП
       ДДТ ОУсссадысады
 Районная библиотека
Княгининский ДК куль
Старшая вожатая

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.Аналитическая часть.
 
 Современное состояние общества, его дальнейшее развитие требуют от человека высокого уровня здоровья. То ,что школа –социальный институт и призвана давать знания-давно известно. То, что она ещё и воспитывает, тоже не забыто. Но то, что школа должна заботиться о здоровье своих учеников- одно из основных направлений в её развитии. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» школа обязана создавать условия, гарантирующие охрану и укрепления здоровья учащихся. В то же время происходит интенсификация учебного процесса, предъявляющая повышенные требования к здоровью школьников. Однако, в последнее время состояние здоровья детей и подростков в России неуклонно ухудшается. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившиеся в предшествующие годы тенденции ухудшения состояния здоровья школьников приняли устойчивый характер, наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе.
   Отмечается увеличение количества заболеваний системы кровообращения: костно-мышечной, нервной и эндокринной систем, органов пищеварения. Среди детей до 14 лет возросла заболеваемость туберкулезом и другими инфекциями. 
 
 
Состояние здоровья учащихся школы
 
 
Учебный год
 
Кол-во учащихся
 
Количество здоровых детей
 
%
 
Кол-во   детей с заболеваниями
 
%
2010-2011
 
 
342
 
211
 
62
 
 
131
 
48
2011-2012
 
 
354
 
213
 
 
60
 
141
 
40
2012-2013
 
 
414
 
231
 
56
 
183
 
44
 
 
 
классы
Опорно-
двигательная
система
 
 
Зрение
 
Органы дыхания
 
пищеварение
 
Ожирение
 
1-е
 
2
 
 
10
 
12
 
-
 
1
2-е
 
         0
         5
3
 
2
 
-
 
3
 
2
 
5
1
-
 
-
4-е
 
4
13
3
1
 
1
 
5-е
 
4
 
18
 
7
 
2
 
2
 
 
6
 
 
3
 
4
 
 
5
 
1
 
1
 
7-е
 
6
 
10
 
8
 
              3
 
 
              -
 
 
8-е
 
8
 
8
 
 
4
 
6
 
-
 
9-е
 
3
 
11
 
4
 
3
 
-
10
-
4
1
-
-
11
-
2
-
-
-
Общее
кол-во детей-414
32
 8%
       80
19%
48
12%
           18
4%
5
1 %
 
Количество учащихся, состоящих на диспансерном учете.
 
   Если в 2011-2012 году детей, состоящих на диспансерном учете было 111 человек, то 2012-2013 г. их стало-122.
 
Распределение учащихся по группам здоровья
Медицинская группа
Учебный год
2010-2011
2011-2013
2012-2013
Основная медицинская группа
294
311
361
Подготовительная медицинская группа
21
18
22
Специальная медицинская группа
-
-
-
Освобождены от занятий физической культурой
 
 
23
21
25
 
Дети-инвалиды детства
 
 
4
 
4
 
4
 
Данные оценки здоровья детей по различным параметрам
 
   Анализ состояния здоровья детей показал, что наиболее распространенными заболеваниями являются болезни опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, органов зрения.
    Для того, чтобы определить имеющиеся резервы для сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитания нравственного здоровья личности каждого ребенка, были   проанализировал сильные и слабые стороны учебного процесса.
    Занятия в школе проходят в одну смену, начинаются в 8-00, маленькие перемены по 10 минут, 2-е перемены по 15 минут, 1-а большая перемена 20 минут. При составлении расписания соблюдается ежедневная и недельная нагрузка в учебных часах, учитывается степень трудности уроков и в зависимости от этого их место в расписании дня. В каждом классе в течении учебной недели есть «облегченные дни»:
5-вторник              8-пятница            11-вторник
6 суббота               9-суббота
7-вторник              10-четверг
       Ежегодно в начале учебного года расписание уроков проходит экспертизу и утверждение в РОСПОТРЕБНАДЗОРЕ.
   Однако наличие в школе совместителей,   обеспечение учителям школы методических дней приводит к тому, что у школьников появляются «трудные дни», когда требуется большая домашняя подготовка   по таким предметам как физика, математика, химия в один день. Не всегда соблюдается большой перерыв между обязательной учебной нагрузкой и индивидуальными и групповыми занятиями.
   Вопрос о дозировке домашнего задания регулярно ставится на внутришкольный контроль. Проверки и опрос учащихся показывают, что перегрузки нет. Время выполнения домашнего задания в 5-7 классах составляет 1,5 -2 часа, в 8-11 классах 2-3 часа. Также соблюдается соотношение между изученным объёмом учебного материала на уроке и объёмом домашнего задания.
   Но отсутствие ежегодного мониторинга дозировки домашнего задания по классам позволяет сделать вывод, что в этом направлении нет резерва для совершенствования   например, отсутствует система в индивидуальном подходе к выдаче домашнего задания разным категориям учащихся: слабоуспевающим, одаренным, успешным, больным и т.д.
Учителя – предметники часто думают только о своем предмете, не учитывая общий объём предстоящей подготовки учащихся, давая домашнее задание даже по таким предметам как музыка и ИЗО.
    Настораживает тот факт, что при переходе с I ступени ко II снижается качество обучения.
2009-2010                  43%-36%-38%
2010-2011   58%-30%-39%
2011-2012    53%-28%-42%
   Одной из возможных причин этого является ослабление защитных свойств организма, отсутствие во время учебного процесса специальных упражнений для разгрузки позвоночника, упорядочения дыхания, коррекции зрения и т.д.,то есть здоровьесберегающих технологий.
   В учебном плане мало возможностей для повышения двигательной активности учащихся: в 1 классе введен динамический час, во2- 5 классах- дополнительный урок физического воспитания, но уроки физического воспитания проходят на высоком методическом уровне, и уже на протяжении нескольких лет учителя работают над проблемой повышения двигательной активности учащихся, ведется учет изменений показателей физического развития каждого ребенка, в качестве домашнего задания каждому классу 1 раз в четверть даётся комплекс физических упражнений, Однако анализ физических показателей детей не даёт толчка к дальнейшему совершенствованию их физического состояния через самоподготовку. Учителю нужно выдавать индивидуальный комплекс физических упражнений для каждого ребенка для овладения определенным навыком.
С культурой ведения здорового образа жизни учащиеся знакомятся на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках ОБЖ, биологии, обществознания,   физической культуры на основной и средних ступенях обучения. Но темы здоровья не систематизированы по классам, по учебным предметам, по срокам, поэтому часто происходит повторение одного и того же материала в ущерб расширению и углублению знаний.
 
      В области воспитательной работы существуют положительные моменты и своего рода проблемы, над которыми необходимо работать, акцентировав своё внимание на проблеме укрепления как физического так психического здоровья учащихся.
     Вся профилактическая работа в школе проводится в соответствии с комплексным планом по защите здоровья, в котором отражена  работа по укреплению физического здоровья учащихся посредством проведения спортивных мероприятий, классных часов по здоровому образу жизни, месячника по профилактике вредных привычек, проводится мониторинг по здоровому образу жизни. Но имеются и проблемы: классными руководителями не отслеживается уровень здоровья учащихся класса, не ведется паспорт здоровья класса, нет системы классных часов по здоровому образу жизни, из запланированных мероприятий большая их часть проводится в спортивном зале, а не на свежем воздухе, не регулярно проводятся дни здоровья. Делаются попытки привлечения родителей к участию в спортивных соревнованиях, но в тоже время не ведется с ними работа по профилактике вредных привычек. Разработанный комплексный план в основном предусматривает мероприятия по защите физического здоровья учащихся .
      Особое внимание в школе уделяется профилактике детского травматизма среди обучающихся. В планах воспитательной работы классными руководителями поводится инструктаж по технике безопасности, в школе ведется инструктаж по технике безопасности во время проведения общешкольных мероприятий , общественно-полезного труда. И если во время уроков и во внеклассной жизни с травматизмом всё благополучно, то встречаются случаи бытового травматизма.
     Система дополнительного образования является составной частьювнеуроч6ной жизни учащихся. В данный момент в школе проводят свои занятия кружки по четырем направленностям: художественного творчества, научно-технической, социально-педагогической, эколого-биологической, приоритетной направленностью считается физкультурно-спортивная направленность (секции: «Волейбол», «Спортивные игры», «Шахматы», «Ритмика»).
 
Охват учащихся школы дополнительным образованием
 
 
показатели
Учебный год
2010-2011
2011-2012
2012-2013
Общее кол-во детей 
 342
67,3%
354
64,2%
 414
63%
Кол-во детей посещающих кружки физкультурно-спортивной направленности
112
             33%
136
38%
187
45%
 
 И хотя наблюдается динамика снижения количества детей посещающих кружки и секции, но налицо повышение уровня количества учащихся посещающих кружки физкультурно-спортивной направленности, что свидетельствует о популярности спорта в нашей школе.
      В школе организована профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения обучающихся: работает Совет профилактики безнадзорности правонарушений. Дети, склонные к асоциальному поведению находятся под постоянным контролем членов Совета профилактики и администрации школы. Но, анализируя тенденцию изменения количества обучающихся, состоящих на профилактическом учете можно сделать вывод, что налицо рост детей с асоциальным поведением.
 
2010-2011гг.
2011-2012гг.
2012-2013гг.
 
3%
 
7%
 
6%
 
        Анализ воспитательной работы по здоровому образу жизни наглядно показывает, что в школе нет четкой воспитательной концепции по этому направлению, здоровый образ жизни не выделен как приоритетное направление в работе с учащимися, что существует ряд проблем ,над которыми школе необходимо работать, чтобы достичь основной цели политики государства –оздоровление нации, формирование здорового, физически крепкого поколения.
      По результатам анализа деятельности школы можно структурировать комплекс проблем, решение которых поможет вывести школу на новый уровень развития:
·         Недостаточный уровень понимания ценности здоровья участниками образовательного процесса.
·         Использование традиционных технологий организации образовательного процесса в условиях изменения целевых и нормативных оснований общего образования, регламентирующих сохранение и развитие здоровья.
·         Противоречия между имеющимися нормативно-правовывыми основаниями и материально-технической базой.
·         Вредное воздействие неблагоприятных условий социокультурной среды школы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.Концептуальная часть.
 
1.Наше видение миссии школы.
     Школа физически и духовно здоровых детей-учреждение, где в процессе образования на основе новых педагогических, здоровьесберегающих технологий, в наиболее благоприятных для здоровья детей и взрослых условиях осуществляется осознанные педагогами, родителями при активном участии детей формирование культуры здоровья как состояние физического.психического и социального благополучия.
     Мы хотим построить школу, где:
·         прежде всего заботятся о телесном, душевном здоровье учеников;
·         хорошо учат по всем предметам;
·         существуют порядок и дисциплина, преподают интеллигентные учителя, имеются высокие традиции, уважается личность ребенка;
·         осуществляется не только интенсивная учебная жизнь, но и достаточно высокий уровень развития внеурочной деятельности учащихся (много спорта, экскурсий, туризма, кружков);
·         господствует толерантный и доброжелательный психологический климат;
·         и учителю и ученику, предоставлена возможность творчества.
2. Главными лозунгами программы стали:
Сделаем:
·         образование в нашей школе - хорошим по признакам качества, мобильности и доступности;
·         наших учеников – физически, психологически и нравственно здоровыми, компетентными в культуре, социализированными, оптимистичными и верящими в себя;
·         выпускников конкурентноспособными на рынке труда, ориентированными на личный успех и социальную солидарность;
·         педагогику – гуманной, инновационной и вариативной;
·         учителей и учащихся – успешными.
     Указанные цели и задачи школы должны решаться системно и комплексно, при активном участии всех субъектов образовательного процесса: и учителей, и учащихся, и родителей. Школа должна сформировать у учащихся необходимые знания и умения, направленные на сохранение и развитие их индивидуального здоровья, нацелить педагогический коллектив на всемерное снижение вредного влияния дидактогенного фактора на здоровье учащихся, а родителей – на всемерную помощь учителям и учащимся в решении этой важной задачи.
Учащиеся будут знать:
·         какие факторы влияют на ухудшение, а какие на улучшение их здоровья;
·         как уменьшить, нейтрализовать или компенсировать влияние вредных факторов;
·         как организовать свою учебу и отдых с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья.
 
Учащиеся будут уметь:
·         организовать свою учебную и внеурочную деятельность в соответствии с принципами здорового образа жизни;
·         противостоять негативному влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье;
·         правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Педагогические работники обеспечат:
·         квалифицированную помощь учащимся в процессе организации ими учебной и досуговой деятельности с целью сохранения и укрепления здоровья;
·         психолого-педагогический мониторинг самочувствия и утомляемости учащихся;
·         формирования в школе здоровьесберегающей дидактической и воспитательной среды;
·         научно обоснованное дозирование классных и домашних заданий;
·         участие детей в здоровьесберегающих мероприятиях в течение учебного дня;
·         просветительскую работу среди родителей по организации жизнедеятельности учащихся за рамками учебно – воспитательного
     процесса в школе;
·         использование данных медицинского мониторинга и рекомендаций врачей в интересах сохранения и развития здоровья каждого учащегося;
·         целенаправленную борьбу с вредными привычками учащихся;
·         индивидуальный педагогический подход к каждому учащемуся в зависимости от состояния его здоровья.
Родители помогут:
·         в овладении необходимыми знаниями и умениями в области валеологии;
·         в процессе организации ими учебной и досуговой деятельности;
·         в рациональной организации труда при выполнении домашнего задания;
·         в организации здоровой жизнедеятельности за рамками учебно-воспитательного процесса в школе, в борьбе с вредными привычками.
     Педагогические работники и родители должны знать вредные дидактогенные факторы и уметь исключить или минимизировать их отрицательное влияние на здоровье учащихся.
    В основу организации образовательного и инновационных процессов в новой школе положен системно-деятельный подход, который:
·         обеспечивает укрепление и сохранение здоровья обучающихся , приобщение их к ценностям ЗОЖ;
·         способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
·         пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для ученика, так и для учителя.
 
«Модель выпускника»I , II , III ступеней образования как ожидаемый результат деятельности всех субъектов образовательного процесса.
 
Выпускник начальной школы
Психолого-педагогический портрет:
                эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый, внимательный, с развитой речью, мышлением, со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с умением чувствовать окружающий мир, с первоначально отработанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной; внимательный(умеющий слушать и слышать), рефлексивный (умеющий ощущать себя), умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.
Личностные качества:
              учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация(долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность, коммуникативность, доброжелательность, эмпатия.
Выпускник основной школы
               Психолого-педагогический портрет:
аналитико-синтетическое восприятие, наблюдательность, регулируемая память, абстрактное мышление, целеобразование и планирование, способность рассуждать, интеллектуальная познавательная активность; креативность(способности к творчеству); чувство психологической защищенности.
Личностные качества:
социальная взрослость, ответственность за свои действия, мотивация общественно полезной деятельности (учебно-трудовой и т.д.), познавательные интересы, самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании. Осознание собственной индивидуальности. Личностное самоопределение, стремление к самоутверждению, потребность в общественном признании, психосексуальная идентичность, удовлетворенность своим положением, нравственное осознание.
 
Выпускник средней школы
 
      Психолого-педагогический портрет:
      теоретическое сознание, интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выборе образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности суждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы и общению, научное мировоззрение, творческая активность, рефлексия.
    Личностные качества:
    социальная зрелость, осознание и критичное отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, самоопределение, открытие своего внутреннего мира, осознание своей внутренней целостности, неповторимости, потребности в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения, гражданское мировоззрение, моральное самоопределение, моральная зрелость.
      В связи с выше изложенным нами определены основные направления дальнейшего развития, на которые ориентирована настоящая программа. Ими стали:
 1. Создание благоприятных условий здоровьесберегающего пространства
      школы.
 2. Инновационно-творческая деятельность, связанная с внедрением
      современных гуманистических технологий, направленных на повышение
     эффективности процесса здоровьесбережения , а также на обновление
     содержания отдельных курсов учебного плана.
 3. Создание такой воспитательной системы, при которой ребенок становится
     субъектом процесса здоровьесбережения.
Конечными целями программы являются:
·         сохранение и укрепление здоровья школьников;
·         раннее выявление и предупреждение заболеваний(в результате регулярных, углубленных осмотров детей медицинскими работниками);
·         совершенствование физического развития детей;
·         формирование навыков здорового образа жизни;
·         самореализация выпускников школы.
 
 
 
 
 
 
 
5.Содержание программы
 
        На основании выявленных в результате анализа проблем:
·         недостаточный уровень понимания ценности здоровья участниками образовательного процесса.
·         использование традиционных технологий организации образовательного процесса в условиях изменения целевых и нормативных оснований общего образования, регламентирующих сохранение и развитие здоровья.
·         противоречия между имеющимися нормативно-правовывыми основаниями и материально-технической базой.
·         вредное воздействие неблагоприятных условий социокультурной среды школы.
Программа развития школы по теме « Проектирование здоровьесберегающего пространства как одного из направлений повышения качества образования» (2013-2016гг.) предусматривает следующие задачи:
o    Укрепление материально-технической базы школы,позволяющей
обеспечить санитарно-гигиенические требования, режим и
                    организацию учебно-воспитательного процесса, профилактику,
                    реабилитацию здоровья учащихся и педагогов.
o    Повышение квалификации педагогических кадров (курсовая
подготовка, изучение новых педагогических технологий,
семинары, практикумы, педмастерские).
o    Уточнение организации учебно-воспитательного процесса.
o    Индивидуальное дозирование учебной деятельности и
объёма домашних заданий.
o    Разработка системы контроля и раннего выявления заболеваний
учащихся, учет состояния здоровья детей в учебном процессе.
o    Планирование системы профилактических и оздоровительных
мероприятий( питание, занятия физической культурой, туризмом,
физическим трудом и т.д.).
o    Планирование системы деятельности педагогического коллектива по обновлению содержания образования.
o    Планирование внеклассной работы по воспитанию культуры здоровья, необходимой для воспитания целостной личности,
реализацией ею творческих сил и способностей.
o    Обеспечение единства медико-психологических мероприятий с
учетом возможностей школы.
o    Повышение компетентности родителей, формирование культуры
здоровья у детей и готовности их к практике ЗОЖ.
 
       Основная цель Программы - сохранить здоровье детей,     способствовать воспитанию физически и духовно здоровой личности ребенка.
 
   Для реализации поставленных целей и задач разработаны следующие проекты:
1.        «Учи, не навредив»
2.        «Учись быть здоровым».
3.         «В здоровом теле – здоровый дух».
4.         «Мама, папа, я - здоровая семья».
5.          «Школа - мой второй дом».
 
Проект «Учи, не навредив».
 
Цель проекта:- изменение направленности и содержания методической
 работы.
 
Задачи проекта:1.Применение здоровьесберегающих технологий.
 2.Повышение компетентности педколлективав
формировании культуры здоровья.
 
Содержание проекта:
·         организация оздоровительных режимных моментов (зарядка.физкультминутки);
·         организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых, чувственных ощущений, преобладание словестно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке);
·         составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся;
·         составление расписания второй половины дня, предусматривающее чередование занятий и отдыха;
·         мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра;
·         проведение тематических педсоветов, семинаров, круглых столов с целью повышения профессиональной компетенции учителей в области реализации здоровьесберегающих технологий;
·         подбор и изучение специальной литературы;
·         целевое повышение профессиональной компетенции педагогов;
 
Ожидаемый результат:
        1.Организация учебной деятельности в соответствии с принципами
        ЗОЖ на основе использования данных медицинского мониторинга, 
        рекомендаций врачей и здоровьесберегающих технологий.
       2. оптимизация уровня образовательной нагрузки для каждого ученика.
       3. благоприятный микроклимат.
Проект «Учись быть здоровым»
 
Цель проекта: определение содержания учебного плана, направленного на
                           формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков
                           ЗОЖ среди учащихся.
 
Задачи проекта: 1. Повысить уровень информированности учащихся в
вопросах сохранения и укрепления здоровья.
                               2. Сформировать умения и навыки , необходимые
                                   для подкрепления устойчивой мотивации
                                   на здоровье и здоровый образ жизни.
 
Содержание проекта:
·         определить валеологическое содержание учебных предметов биологии, обществознание и ОБЖ по классам и срокам;
·         дополнить теоретическую часть курса физической культуры валеологическим содержанием по классам и срокам;
·         ввести факультативы по ЗОЖ в основном и среднем звене;
·         с целью повышения двигательной активности учащихся ввести дополнительный урок физической культуры в начальном звене;
·         в рамках курса «Ознакомление с окружающим миром» определить валеологические модули
 
Ожидаемый результат: 1. Создание мотивации ЗОЖ у учащихся.
                                             2. Сформированность у учащихся необходимых
                                                знаний и умений, направленных на сохранение
                                                и развитие их индивидуального здоровья.
                                             3.Оптимизация системы ЗУН по ЗОЖ.
 
 
Проект «В здоровом теле-здоровый дух»
 
Цель проекта:-создание воспитательной системы в школе, при которой    
                            ребенок будет субъектом здоровьесбережения.
 
Задачи проекта: 1. Разработка комплекса мероприятий по воспитанию ЗОЖ,
                                   охране и укреплению здоровья.
                               2. Пропаганда ЗОЖ и формирование стойкого убеждения
                                   в личной ответственности за состояние здоровья.
                               3. Развитие индивидуальности и субъектности,
самоактуализации и способностей ребенка.
 
                             4.Поддержка и пробуждение стремления учащихся к
                               проявлению и развитию своих природных и
                               социально-приобретенных способностей.
 
Содержание проекта:
·         оформление классных уголков и стендов по темам «Здоровый образ жизни», «Вредные привычки», «Наше здоровье» и т.д.;
·         разработка плана мероприятий физкультурно-спортивной работы с учащимися;
·         ведение мониторинга здоровья каждого учащегося в плане классного руководителя;
·         ввести систему ежемесячных классных часов с валеологическим содержанием;
·         ввести кружки, секции повышенной двигательной активности;
·         систематическое проведение Дня здоровья.
·         разработка и проведение классных часов и общешкольных мероприятий с применением метода психологического тренинга;
·         проведение бесед, теоретических занятий, лекций по профилактике ЗОЖ;
·         общешкольные соревнования по волейболу, футболу, баскетболу, лыжам, настольному теннису и т.д.
·         организация оздоровления и летней занятости учащихся;
·         проведение акций «Мы выбираем жизнь», «Мир без наркотиков»,
«Курить или не курить» и т.д.;
·         создание подпрограмм «Профилактика асоциального поведения», «Проблемные семьи и дети», « Школьное самоуправление» , предупреждение детского травматизма».
 
Ожидаемый результат: 1.Наличие в школе эффективной воспитательной
                                                системы, при которой ребенок стал субъектом
                                                процесса здоровьесбережения.
                                             2.Снижение поведенческих рисков,
представляющих опасность для здоровья.
                                              3. Создание системы комплексного мониторинга
                                                 состояния здоровья детей.
                                              4.Привлечение к массовым занятиям спортом
                                           до 90% детей от всего контингента школьников.
                                       5.Систему внеурочной работы, систему классных
                                              часов пронизывает валеологическое содержание.
 
 
 
 
 
 
Проект «Мама, папа, я - здоровая семья»
 
Цель проекта:- повышение компетентности родителей в формировании  
                           культуры здоровья у детей и готовности их к практике ЗОЖ.
 
 
Задачи проекта: 1.Разработать комплекс мероприятий, направленных на
                                 повышение мотивации и уровня информированности
                                родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья
                                детей.
                             2.Привлечь классных руководителей к целенаправленной
                                работе с родителями в области здоровьесбережения.
 
 
Содержание проекта:
·         с целью контроля сохранения и развития здоровья учащихся организация социологических исследований, опросов, анкетирования родителей;
·         проведение общешкольных и классных родительских собраний по актуализации ценности здоровья;
·         организация спортивных соревнований, туристических походов, экскурсий с участием родителей;
·         систематическое посещение семей группы риска;
·         проведение методических объединений классных руководителей,
семинаров по сотрудничеству с родителями в области ЗОЖ
 
 
 
Ожидаемый результат: 1.Повышение мотивации родителей на здоровье
                                               своих детей.
                                             2. Создание условий для воспитания физически и
                                                 духовно здоровой личности ребенка в семье.
                                             3. Создание системы работы с родителями в
                                                 области ЗОЖ.
 
 
Проект «Школа - мой второй дом»
 
Цель проекта: - создание условий для сохранения и укрепления
                              здоровья учащихся в школе.
 
 
Задачи проекта: 1.Обеспечить нормативно- правовую базу деятельности  
                                школы по сохранению и развитию здоровья детей.
                               2. Укрепить материально-техническую базу школы.
                               3.Проводить постоянный мониторинг санитарно-
                                 гигиенических условий обучения и питания, пожарной
                                 безопасности и охраны труда.
 
 
Содержание проекта:
·         издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся;
·         ремонт пищеблока, своевременная чистка канализационной системы, подготовка к летнему оздоровительному сезону и к новому учебному году (побелка, покраска);
·         ремонт и покраска оборудования на спортивных площадках и в спортивном зале;
·         приобретение спортивного оборудования;
·         обеспечение исправности и нормального режима работы отопительной, вентиляционной систем, осветительных приборов, санитарно-технического оборудования;
·         своевременная проработка инструкций по охране труда: а) техника безопасности; б) противопожарная безопасность; в) охрана жизни и здоровья детей; г) должностные инструкции; д) инструктаж по оказанию первой помощи по возникновению травм; е) действия персонала при возникновении ЧС;
·          четкая организация и проведение режимных моментов: а) питание; б)динамической паузы; в) учебных занятий. факультативов и подвижных перемен;
·         осуществление постоянного контроля за качеством продуктов, их правильным хранением, и соблюдением сроков реализации;
·         контроль за качеством приготовления пищи, соблюдением натуральных норм продуктов в соответствии с возрастными потребностями ребенка;
·         осуществление строгого контроля за санитарным состоянием пищеблока.
 
 
Ожидаемый результат: - Благотворное влияние учебно-материальной
                                             на организацию и результативность
валеологического образования.
 
 
 
 
 
 
 
6.Ресурсное обеспечение программы.
 
   Факторами, способствующими достижению целей Программы развития школы, являются следующие нормативно-правовые, финансовые, материальные, кадровые, методические и мотивационные условия работы школы.
 
Нормативно-правовые условия. В рамках подготовки школы к аттестации,аккредитации, лицензированию сформирован пакет нормативных документов, полностью обеспечивающих нормативнр-правовую базу школы в соответствии с её статусом. Имеется полноценная правовая основа для разделения основных, дополнительных образовательных услуг, а также для регламентации жизнедеятельности школы и внутришкольного управления.
 
Финансовые условия. Штатное расписание полностью соответствует
учебному плану школы. Выделенные ассигнования школой осваиваются полностью. При этом принцип рационального и экономного расходования бюджетных и внебюджетных ассигнований распространяется на все статьи расходов. Финансово-хозяйственная деятельность школы основывается на паритетных принципах экономии и педагогической целесообразности и способствует реализации валеологического образования.
 
Материальные условия.   При школе есть спортивная площадка, беговая дорожка, строится ФОК. В здании школы располагается двадцать учебных кабинетов, мастерская, два кабинета обслуживающего труда, кабинет СБО,спортивный зал, актовый зал, библиотека, методический кабинет, компьютерный класс. В настоящее время учебный комплекс в целом отвечает техническим, санитарным и противопожарным требованиям, что показала экспертиза, проведенная комиссией по подготовке школы к государственному лицензированию. Школьная библиотека располагает достаточным фондом учебной, справочной и художественной литературы не только для проведения учебного процесса, но и для осуществления внеклассной и внеурочной работы. В целом характеризуя учебно-материальную базу в школе , следует отметить достаточный уровень её оснащения, а также целесообразность и планомерность её развития и использования в образовательном процессе, что позволяет говорить о благотворном влиянии учебно-материальной базы на организацию и результативность валеологического образования.
 
Кадровые условия.  Все педагоги школы обладают высокой профессиональной квалификацией и добросовестно относятся к выполнению своих должностных обязанностей. Для членов педагогического коллектива характерна фундаментальная теоретическая и методическая подготовка, психолого – педагогическая грамотность. Учителя и классные руководители владеют традиционными и нетрадиционными формами, приемами и методами организации и проведения педагогического процесса, умеют рационально применять их в своей обучающей деятельности. В работе педагоги успешно используют знания возрастных, физиологических и психологических особенностей своих воспитанников, их интересов, склонностей и способностей. Для учителей и классных руководителей        школы характерно плодотворное сотрудничество с родителями обучающихся. Педагоги проявляют творчество и инициативу.
 
Методические условия.  Повышению результативности методической работы в школе способствуют следующие факторы: систематическое пополнение учебно-методического комплекса школы; мотивация практически всех членов педагогического коллектива на повышение своего профессионального уровня; планомерное освоение большинством членов педагогического коллектива технологии современного урока; с учетом преобладания учителей с высоким профессиональным уровнем приоритетное использование самообразования как ведущей формы методической работы. Методические условия работы школы обеспечивают создание благоприятной образовательной среды, являются одним из механизмов регулирования и коррекции образовательного процесса.
 
Мотивационные условия. В педагогическом коллективе сложился благоприятный морально-психологический климат. Он основывается на сознательной дисциплине всех работников школы, доброжелательном, объективном, требовательном отношении администрации ко всем сотрудникам. Этому же способствуют обоснованные целесообразность и планомерность организации и проведении целостного педагогического процесса, перманентность и сбалансированность контроля, гласность оценки труда всех работников со стороны администрации школы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7.Практическая часть по реализации проектов Программы.
 
Проект
              Мероприятие
ответственные
Управленческое решение
Подготовительный этап(2013-2014гг.)
«Учи, не навредив»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Проведение педсовета по принятию Программы развития школы «Воспитание физически и духовно здоровой личности в условиях малокомплектной сельской школы»
2.Создание творческой группы по разработке оздоровительных режимных моментов.
 
 
3.Составление расписания уроков с учетом здоровьесберегающих факторов.
 
4.Составление расписания второй половины дня, предусматривающего чередование занятий с отдыхом.
 
5.Проведение медицинского осмотра учащихся
 
6.Медицинский осмотр первоклассников врачами узких специальностей на базе ЦРБ
 
7. Систематизация опыта образовательных учреждений по данной проблеме, подбор и изучение специальной литературы.
 
Директор школы, заместители по УВР.
 
 
Гусев Н.А., Шанаева В.В.- учителя физической культуры.
 
 
Завуч по УР.
 
 
 
Завуч по ВР
 
 
 
 
 
 Княгининская ЦРБ
 
 
 
 Княгининская ЦРБ
 
 
 
Заместители директора по УВР, библиотекарь
 
 
 
 
Протокол педсовета (август 2013г.).
 
 
 
Решение педсовета (август 2013)
 
 
Экспертное заключение Роспотребнадзор.(сентябрь 2013г.)
 
 
 
 Приказ(сентябрь 2013г.)
 
 
 
Рекомендации врачей(сентябрь, октябрь 2013)
 
 
Лист диспансерного осмотра(лето 2013)
 
 
 
Создание банка данных по теме.(в течение года)
 
 
 
 
 
 
Проект «Учись быть здоровым»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Апробация валеологического содержания учебных предметов биологии, обществознания. ОБЖ (см. приложение).
 
 
 
 
2. Апробация теоретической части курса физической культуры (см. приложение).
 
 
3.Апробация факультативов по ЗОЖ в 5-11 классах.
 
 
 
5.Апробация валеологических модулей в рамках курса « Окружающий мир» (см. приложение).
 
 
Учителя-предметники: Богаратова О.Б.,    Гусев Н.А., Шанаева В.В.
 
 
 
Учителя-предметники: Гусев Н.А.,   Шанаева В.В.
 
 
Учителя –предметники 
 
 
 
Учителя начальных классов
 
 
Проведение итогового педсовета(август 2014).
 
 
 
 
 
 
Итоговый педсовет (август 2014г.)
 
 
 
Итоговый педсовет
(август 2014)
 
 
 
Итоговый педсовет(август 2014)
 
 
 
 
«В здоровом теле-здоровый дух».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Проведение инструктажа классных руководителей по ведению мониторинга здоровья каждого учащегося.
 
2.Разработать план мероприятий физкультурно-спортивной работы с учащимися.
 
3.Оформление классных уголков и стендов по темам «ЗОЖ», «Вредные привычки», «Наше здоровье» и т.д (конкурс).
 
4.Введение системы ежемесячных классных часов с валеологическим содержанием.
 
5. Организация кружков, секций повышенной двигательной активности.
 
6. Проведения Дня здоровья.
 
 
 
7. Разработка и апробация классных часов по профилактике наркотиков, алкоголя и табака.
 
Заместитель по ВР.
 
 
 
 
Учителя физкультуры Гусев Н.А., Шанаева В.В.
 
 
Классные                 руководители
 
 
 
 
Классные руководители
 
 
Заместитель директора поВР.
 
 
Гусев Н.А, Шанаева В.В..-учителя физической культуры
     Классные       руководители
 
 
 
 
 
Протокол семинарского занятия.(октябрь 2013)
 
 
 
Утверждение директором школы(сентябрь 2013)
 
 
 
Смотр классных уголков
( 1 четверть 2013-2014)
 
 
 
 
Итоговый педсовет (август 2014)
 
 
Итоговый педсовет(август 2014)
 
 
Совещание при директоре
(конец 1-го полугодия 2013-2014)
 
Методическое объединение классных руководителей (апрель 2014)
 
 
 
 
«Мама, папа, я- здоровая семья»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Школа мой второй дом»
1.Организация вводного анкетирования родителей по вывлению уровня знаний поЗОЖ
 
2. Психолого-педагогический всеобуч родителей .
 
 
 
3 Обучение сотрудничеству с родителями в области ЗОЖ
 
 
 
4. Привлечение членов родительского комитета к обсуждению проблемы охраны здоровья детей.
 
5. Организация и проведение спортивных состязаний «Папа, мама, я- спортивная семья».
 
 
1.Изучение всех действующих региональных, муниципальных , Федеральных программ по проблеме здоровья.
 
 
2.Разработка локальных актов, необходимых для функционирования программы
 
 
 
3 Оснащение пищеблока, осуществление декоративного ремонта школы к новому учебному году.
 
4. Ремонт и покраска оборудования к новому учебному году на спортивной площадке и спортивном зале.
 
5.Обеспечение исправности и нормального режима работы отопительной, вентиляционной системы, осветительных приборов, санитарно-технического оборудования
 
6.Проведение инструктажей по охране труда:
а) техника безопасности и оказание первой помощи;
б)противопожарная безопасность;
в) охрана жизни и здоровья детей
г)действия персонала при возникновении ЧС
 
 
7.Осуществление постоянного контроля за организацией питания школьников и санитарным состоянием пищеблока
 
8. Осуществление медицинского осмотра работников школы
 
Заместитель директора поВР, классные руководители
 
Администрация,   врачи ЦРБ
 
 
 
Заместитель директора поВР
 
 
 
Директор школы
 
 
 
 
Гусев Н.А., Шанаева В.В.-учителя физической культуры
 
 
Директор школы
 
 
 
 
 
Директор школы
 
 
 
 
Директор школы
 
 
 
 
Гусев Н.А., Шанаева В.В.- учителя физической культуры
 
 
 
 
Директор школы
 
 
 
Шанаева В.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Директор школы, совет школы
 
 
 
 
Директор школы, врачи ЦРБ
Методическое обьединение Кл. рук.рук(ноябрь 2013)
 
 
 
Общешкольные, классные Родительские Собрания(в течение года)
 
 
Семинар(октябрь 2013)
 
 
 
 
Заседание родительского комитета(один раз в четверть)
 
 
Совещание при завуче (февраль 2014)
 
 
 
 
Совещание при директоре(в течении года)
 
 
 
Осуществление инспекционного контроля (Совет школы, родительский комитет)
(в течение года)
 
Август 2013
 
 
 
 
Август 2013
 
 
 
 
 
В течение года
 
 
 
 
 
Журналы инструктажей по охране труда
 
В течение года
 
 
 
 
 
 
 
 
Август 2013
В течение года
 
 
 
 
 
Август 2013, медицинская книжка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8.Контроль и оценка эффективности реализации Программы развития школы
 
 В процессе контроля и оценки эффективности реализации Программы будут использоваться следующие методики:
 
·         Третьяков П.И. «Методика организации и проведения дня диагностики, регулирования и коррекции по вопросу рациональной организации труда учителя и ученика на уроке» (см. приложение)
 
·         Третьяков П.И. «Методика организации и проведения ДДРК по проблеме «Здоровья» (см. приложение) . «Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях» В.И.Никишина «Учитель», Волгоград. 2009г
 
 
·         Быкова В.Г. «Уровень воспитанности школьников (мнение товарищей, собственные, родителей и классного руководителя)» (см. приложение). //Завуч №1 2002г , №7 2011г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение №1
Валеологическое содержание биологии.
 
Классы
Темы учебной программы
Сроки
7
Ядовитые растения.
Грибы
Декабрь
Февраль
9
Общий обзор организма человека.
Гигиена физического труда.
Иммунитет. СПИД и борьба с ним.
Гигиена органов дыхания.
Гигиена полости рта.
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ.
Режим питания.
Гигиена кожи.
Гигиена органов зрения.
Гигиена органов слуха.
 
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Апрель
Апрель
10
Управление эмоциями.
Гигиена сна.
Гигиена умственного труда.
Режим дня подростка.
Апрель
Май
Май
Май
11
Вирусы
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на наследственность человека.
 
Сентябрь
Декабрь
 
Февраль
 
 
 
 
                                  Приложение №2.
Валеологическое содержание    обществознания.
Класс
Темы учебной программы
Сроки
8
Ваши способности в вашей власти
Ложные потребности
Кто я?
Частная и публичная жизнь гражданина.
Радости и сложности общения.
Как избежать конфликта.
Малая группа.
Взаимоотношения в коллективе.
Дружба
 
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
 
9
Добро и зло.
Брак, семья, мораль.
Нравственные основы любви, брака и семьи.
Современный этикет.
Духовная жизнь.
Дружба, любовь, одиночество.
Правовые основы брака и семьи.
Психологический климат в семье.
Охрана здоровья и закон.
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
10
Человек, индивид, личность.
Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм).
Познавательная деятельность человека.
Самопознание
Нравственная оценка деятельности.
 
Сентябрь
 
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
11
Представление о здоровом и больном теле в разных культурах.
Глобальные проблемы современной цивилизации
Социальная структура и социальные отношения.
 
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение №3
Содержание теоретической части физической культуры.
 
Классы
Темы учебной программы
Сроки
1
2
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
9
 
10
11
Сведения о режиме дня и личной гигиене.
Сведения о режиме дня и личной гигиене.
Гигиенические правила при выполнении физических упражнений
Гигиенические правила при выполнении физических упражнений
Гигиенические правила при выполнении физических упражнений
Гигиенические правила при выполнении физических упражнений
Правила безопасности при выполнении физических упражнений
Оказание первой помощи при травмах.
Правила самоконтроля и безопасности при выполнении физических упражнений.
Первая доврачебная помощь.
Тренировочные нагрузки и их контроль
Сентябрь
Сентябрь
 
Сентябрь
 
Сентябрь
 
Сентябрь
 
Сентябрь
 
          Сентябрь
Сентябрь
 
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение №4
Система классных часов с валеологическим содержанием.
 
п/п
Сроки
Тема классного часа
Кто проводит
 
1.
2
3
4.
5.
6.
7
8
9
 
 
 
 
1.
2
3
4.
5.
6.
7
8
9
 
 
 
 
1.
2
 
3
4.
5.
 
6.
7
8
 
9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.
2
 3
4.
 
5.
 6.
7
8
 
9
 
 
 
1.
2
 3
4.
 
5.
 6.
7
8
 
9
 
 
 
1.
2
 3
4.
 5.
 6.
7
8
 
9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1.
2
 
 3
4.
 5.
 6.
 
7
 
8
 
9
 
 
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
 
 
 
 
     Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
 
 
 
 
       Сентябрь
Октябрь
 
Ноябрь
Декабрь
Январь
 
Февраль
Март
Апрель
 
Май
 
 
 
 
 
 
 
 
 
        Сентябрь
Октябрь
       Ноябрь
Декабрь
 
Январь
      Февраль
Март
Апрель
 
Май
 
 
 
      Сентябрь
Октябрь
       Ноябрь
Декабрь
 
Январь
      Февраль
Март
Апрель
 
Май
 
 
 
     Сентябрь
Октябрь
       Ноябрь
Декабрь
      Январь
      Февраль
Март
Апрель
 
Май
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Сентябрь
Октябрь
 
       Ноябрь
Декабрь
      Январь
      Февраль
 
Март
 
Апрель
 
Май
 
5 класс
Способы преодоления стресса.
Безопасность поведения в школе.
«Легальные» и «нелегальные» психоактивные вещества
Режим дня
Функции основных систем организма.
Переутомление и его признаки.
Критика. Её виды. Способы реагирования.
Продукты питания в разных странах.
Правила безопасности на дорогах. Правила поведения с незнакомыми людьми. Меры предосторожности при контакте со случайными знакомыми.
 
6 класс.
Межличностное общение.
Что такое дружба?
Как избежать конфликтной ситуации.
Моя семья.
Я и другие. Как я отношусь к критике.
Гигиена тела.
Правильное питание.
Психоактивные вещества.
Личная безопасность, Правила поведения в экстремальных ситуациях.
 
7 класс.
 
Безопасное поведение в школе.
Я и другие, возможные конфликты с родителями, друзьями, учителями.
Безопасное поведение на дорогах и в транспорте.
Влияние наркотиков на жизненный стиль человека.
Стресс, его психологические и физиологические проявления. Способы совладания со стрессом.
Правила личной гигиены подростков.
Гигиена учебного труда и отдыха.
Потребность организма подростка в основных веществах и энергии.
Правила безопасного обращения с огнем. Доврачебная
помощь.
 
 
 
 
 
 
 
8 класс.
Безопасное поведение на дорогах.
Бытовой и уличный травматизм.
Правила выбора гигиенических средств ухода за телом.
Признаки утомления органов зрения и слуха. Способы снятия утомления.
Пищевая гигиена.
Инфекционные заболевания и иммунитет подростка.
Болезни ,передаваемые через пищу
Употребление психоактивных веществ как слабость воли, болезнь.
Безопасное поведение в городе и на природе.
 
9 класс.
 
Самооценка личности.
Конфликты и способы их разрешения.
Гигиена тела – основа здорового образа жизни.
Режим дня и оптимальные условия функционирования организма человека.
Питание – основа жизни.
Безопасное поведение. Травматизм.
Поведение в экстремальных ситуациях.
Психоактивные вещества как фактор риска в жизни человека.
Правила безопасности на экскурсии и в походе.
 
                                    10 класс.
 
Самопознание. Ответственность и свобода выбора.
СПИД: пути передачи и способы предупреждения.
Правила поведения в местах общественного питания.
Уход за кожей лица.
Конформизм. Самостоятельность. Лидерство.
Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения.
Диеты, лечебное питание, голодание, пост.
Юридическая и моральная ответственность за употребление психоактивных веществ.
Модели поведения в экстремальных ситуациях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                    11 класс.
Любовь, вражда, одиночество.
Человек в семье. Семья и её функции. Психологический климат семьи. Развод.
Личность. Формальные и неформальные группы.
Косметические средства, Гигиена, эстетика, здоровье.
Пищевые приоритеты.
Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации.
Ответственность за нарушение правил дорожного движения.
Модели поведения людей в экстремальных ситуациях.
 
Социальные, психологические и физиологические последствия употребления психоактивных веществ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
 
 
Кл.руководитель
 
 
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
 
Кл.руководитель
 
 
 
Кл.руководитель
 
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
 
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
 
Кл.руководитель
 
Кл.руководитель
 
 
 
 
 
 
 
 
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
 
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
 
Кл.руководитель
Кл.руководитель
 
 
 
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
 
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
 
Кл.руководитель
Кл.руководитель
 
 
 
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
 
Кл.руководитель
Кл.руководитель
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Кл.руководитель
 
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
Кл.руководитель
 
Кл.руководитель
 
Кл.руководитель
Кл.руководитель
 
 
Кл.руководитель
 
 
 
 
 
Приложение № 5
«Методика организации и проведения дня диагностики, регулирования и коррекции по вопросу рациональной организации труда учителя и ученика на уроке» (по П.И. Третьякову).
 
Цель: изучить содержание эффективности деятельности учителя и ученика по рациональной организации труда на уроке.
 
Задачи:1. Выявить основные направления повышения работоспособности,
                эффективности использования времени учителя и ученика;
                оценить результативность их практической реализации.
             2. Определить, как нормализуются в школе условия труда учителя и
                 ученика и как это влияет на качество УВП.
             3. Оценить факты и условия , влияющие на повышение рациональной
                организации труда.
Объект: учебно-воспитательный процесс.
Предмет:содержание деятельности учителя, ученика, класса в целом.
Методы: наблюдение, анкетирование, собеседование, хронометраж и др.
 
 
Методика организации проведения ДДРК по проблеме «Здоровья».
 
 
Цель: выявить соответствие между уровнем здоровья школьников и
          оздоровительными мероприятиями в режиме ОУ.
 
Задачи: 1. Определить уровень здоровья детей.
               2. Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции
                   в организации оздоровительных и профилактических
                 мероприятий, проводимых в ОУ.
              3. Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции
                 факторов, влияющих на здоровье и физическую подготовленность
                 школьников.
 
Объект:   система учебно-воспитательной работы в ОУ.
 
Предмет:условия и факторы, стимулирующие и препятствующие уровня самочувствия, здоровья и физической подготовленности школьников.
 
Рабочая гипотеза: если в ОУ одним из приоритетных направлений деятельности пед. коллектива являются здоровьесберегающие технологии, в системе проводятся физкультурно-оздоровительные и профилактические мероприятия, соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, налажено взаимодействие в работе с родителями по вопросам охраны жизни и здоровья детей, организации рационального питания, то все это способствует улучшению здоровья и снижению заболеваемости детей.
 
 
Методы исследования:
1.        Изучение показателей здоровья детей, анкетирование родителей.
2.        Оценка уровня физической подготовленности детей с использованием тестов.
3.        Анализ документации, изучение в актах проверок сделанных ранее замечаний и контроль за их использованием (обход школьных помещений, пищеблока столовой). Подготовка краткой справки с предложениями.
4.        Анализ плана – графика физкультурно – оздоровительных мероприятий и наблюдение за организацией режимных моментов. Подготовка справки с предложениями.
 
Программа проведения дня ДРК
1.Инструктаж участников.
2. Распределение функциональных обязанностей.
3. Анализ материалов и выявление тенденций.
4. Принятие управленческих решений по результатам работы экспертной комиссии.
5. Заседание педсовета или педконсилиума.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Методика выявления уровня воспитанности учащихся (мнение товарищей, собственное, родителей и классного руководителя)
Быкова В.Г.
Фамилия, имя______________         класс____________
 
Критерии воспитанности
Оценки
одноклассников
самооценка
родителей
Классного руководителя
1.Умение общаться, строить дискуссию. Отказ от физического и психического насилия при разрешении споров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Терпимость к мнению окружающих (толерантность).
Уважение права каждого на собственное мнение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Уважение к старшим по возрасту, родителям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Выполнение Устава школы, правил и инструкций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5. Грамотная и культурная речь, отсутствие в речи ненормативной лексики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6.Культура одежды. Умение одеваться красиво и без вычурности, с учетом времени и места, отсутствие вызывающей косметики у девочек.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7. Способность к эмпатии , состраданию. Стремление протянуть руку помощи товарищам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8.Уважение к личной, общественной и государственной собственности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9.Личная гигиена, чистота одежды, экологическое поведение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10.Отсутствие расовых и национальных предрассудков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
11.Знание и выполнение этикета, правил поведения в общественных местах (столовая, общественный транспорт и т.п.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
12.Отсутствие вредных для здоровья привычек.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оценки выставляются по десятибалльной системе.
   Критерии и инструментальные оценки показателей воспитанности можно изучить по статье Быковой В.Г. «Анализ работы школы» //Завуч №1