Результаты проверок исполнения законодательства о муниципальной и государственной собственности в 2019 году
В рамках проверок исполнения законодательства о муниципальной и государственной собственности установлено, что 01.04.2018 между муниципальным автономным учреждением «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Молодежный»» (далее – Арендодатель) и ИП Жуковой Ю.А. (далее - Арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения № 3/2018 (далее – Договор), в соответствии с которым арендодатель предоставил арендатору часть нежилого помещения № 2, расположенного на первом этаже здания, площадью 1,0 кв.м, находящегося по адресу: 606 340, Нижегородская область, г. Княгинино, ул. Агрохимиков, д.2Б. для установки торгового аппарата. Договор заключен на срок 11 месяцев, действует по 30.03.2019.
Кроме этого, установлено, что 01.01.2019 между Арендодателем и ИП Капрановым А.Н. заключены договоры аренды нежилого помещения № 1/2019 и № 2/2019 и договор о предоставлении имущества в безвозмездное пользование от 19.01.2016 с МБУ ДО ДЮСШ.
В соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) имущество, находящееся в муниципальной собственности, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований составляют экономическую основу местного самоуправления. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
В силу ч. 1 ст. 51 указанного Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Согласно Уставу МАУ «ФОК «Молодежный» (далее – Учреждение) учредителем и собственником Учреждения является муниципальное образование город Княгинино Нижегородской области. Имущество Учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 124-ФЗ), если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду, передает в безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора аренды и договора безвозмездного пользования должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, оценка последствий заключения таких договоров для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Договор аренды не может заключаться, если в результате проведенной оценки последствий его заключения установлена возможность ухудшения указанных условий.
На основании п. 2 ст.13 Федерального закона № 124-ФЗ принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций субъекта Российской Федерации, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации ст. 13 Федерального закона № 124-ФЗ постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2013 № 926 утвержден Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры государственной (муниципальной) образовательной организации, а также о реорганизации или ликвидации государственной (муниципальной) образовательной организации, заключении договоров аренды объектов собственности, закрепленных за государственными (муниципальными) образовательными организациями, на территории Нижегородской области (далее – Порядок).
Согласно п. 1.2 данного Порядка инициатором проведения оценки последствий принятия решения о заключении договора аренды закрепленного за государственной (муниципальной) организацией объекта собственности является сама организация.
Пунктом 4.2 Порядка определено, что в заключении комиссии на основе анализа последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры организации, а также о реорганизации или ликвидации организации обоснованно указывается на возможность (или отсутствие возможности) надлежащего обеспечения деятельности в сфере образования в случае принятия данного решения.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона № 124-ФЗ договор аренды не может заключаться, если в результате проведенной оценки последствий его заключения установлена возможность ухудшения условий обеспечения жизнедеятельности.
Вместе с тем установлено, что договор аренды № 3/2018 от 01.04.2018 и договоры аренды № 1/2019 и № 2/2019 от 01.01.2019 , а также договор о предоставлении имущества в безвозмездное пользование от 19.01.2016 с МБУ ДО ДЮСШ заключены в отсутствие экспертного заключения последствий таких договоров, что может крайне негативно сказаться на условиях обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Причинами и условиями, способствовавшими совершению указанных нарушений закона, являются упущения руководства МАУ «ФОК «Молодежный»» в организации работы на данном направлении деятельности.
Прокурором в связи с выявленными нарушениями директору МАУ «ФОК «Молодежный» внесено представление, которое удовлетворено, к дисциплинарной ответственности привлечены 2 должностных лица.
Кроме этого, прокурором района подготовлено 3 (три) проекта заявлений в порядке ст.52 АПК РФ в Арбитражный суд о признании договоров аренды нежилых помещений между МАУ ФОК «Молодежный» и ИП Капранов А.Н., ИП Жуковой Ю.А. недействительными, которые рассмотрены и требования прокурора области удовлетворены.