I. Прогноз социально-экономического развития Княгининского района Нижегородской области
на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Прогноз социально-экономического развития Княгининского района Нижегородской области на среднесрочный период (на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов) (далее - Прогноз социально-экономического развития) разработан в соответствии с действующей нормативной правовой базой:
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
Законом Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З
«О бюджетном процессе в Нижегородской области»;
Законом Нижегородской области от 3 марта 2015 года № 24-З
«О стратегическом планировании в Нижегородской области».
Форма перечня основных показателей для разработки прогноза социально-экономического развития утверждена Приказом министерства экономики и конкурентной политики от 19.05.2017 №65 «Об организации разработки прогноза социально –экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов)».
Прогноз социально-экономического развития является основой для формирования параметров консолидированного бюджета Княгининского района Нижегородской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
В разделе «Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития на 2018 год и на плановый период 2019 и
2020 годов» приводятся ключевые подходы по формированию его параметров на среднесрочную перспективу, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами.
1.Итоги социально-экономического развития Княгининского района
в 2016 году и за 9 месяцев 2017 года
Показатели |
Ед. изм. |
2016 год |
Темп роста к 2015 году % |
Январь-сентябрь 2017 |
Темп роста к аналогичному периоду 2016 года % |
1.Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (по полному кругу предприятий): |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
3147,7 |
103,9 |
2443,8 |
106,5 |
2.Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (по крупным и средним предприятиям) |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
2726,6 |
103,9 |
2087,6 |
107,0 |
Из общего объема по каждому виду деятельности (по крупным и средним предприятиям): |
|
|
|
|
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
134,4 |
120,4 |
- |
- |
Обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
2447,0 |
102,9 |
1990,4 |
107,9 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
15,5 |
100,6 |
16,0 |
85,0 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
32,9 |
86,5 |
- |
- |
Другие виды деятельности |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
96,8 |
108,5 |
81,2 |
99,1 |
3.Валовая продукция сельского хозяйства (хозяйства всех категорий: сельскохозяйственные предприятия, хозяйства населения, КФХ) |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
1058,7 |
101,4 |
|
|
в сопоставимых ценах |
% |
100,1 |
|
|
|
в том числе валовая продукция сельского хозяйства по сельскохозяйственным предприятиям |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
495 |
105,4 |
|
|
в сопоставимых ценах |
% |
104,1 |
|
|
|
4.Остаточная стоимость основных средств на конец года |
млн.руб. |
773,4 |
90,3 |
** |
|
5.Объем розничного товарооборота (во всех каналах реализации без учета объемов сокрытия) |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
881,6 |
104,2 |
648,9 |
112,3 |
в сопоставимых ценах |
% |
98,6 |
|
107,7 |
|
6. Объем платных услуг по крупным и средним организациям |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
101,7 |
106,0 |
69,1 |
103 |
в сопоставимых ценах |
% |
98,5 |
|
97,7 |
|
7.Численность работников по территории, формирующих ФОТ |
тыс.чел. |
3,3 |
99,1 |
3,3 |
100 |
в том числе численность бюджетников, финансируемых из бюджетов всех уровней |
тыс.чел. |
1,77 |
98,0 |
- |
- |
8.Фонд заработной платы, всего |
млн.руб. |
808,8 |
101,3 |
547,7 |
107,4 |
в том числе фонд бюджетников, финансируемых из всех уровней бюджета |
млн.руб. |
473,2 |
101,7 |
- |
- |
9. Реальная заработная плата (всего по району) |
% |
100,9 |
|
105,0 |
|
10.Прибыль прибыльных организаций по кругу крупных и средних организаций |
млн.руб. |
43,3 |
210.9 |
43,1* |
166,4 |
11. Амортизационные отчисления, всего |
млн.руб. |
145,5 |
87,2 |
** |
|
*данные приведены за январь-август
**годовая отчетность
2. Оценка 2017 года и прогноз социально-экономического
развития Княгининского района на 2018 год и на период до 2020 года
Показатели |
Ед. изм. |
Оценка 2017 год |
Прогноз 2018 год |
Прогноз 2019 год |
Прогноз 2020 год |
1.Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (по полному кругу предприятий): |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
3306,3 |
3535,0 |
3765,8 |
3969 |
в сопоставимых ценах |
% |
101 |
100 |
100 |
100 |
2.Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (по крупным и средним предприятий) |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
2740,2 |
2924,7 |
3099,2 |
3254,8 |
в сопоставимых ценах |
% |
97 |
100 |
100 |
100 |
Из общего объема по каждому виду деятельности (по крупным и средним предприятиям): |
|
|
|
|
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
в сопоставимых ценах |
% |
|
|
|
|
Обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
2589,4 |
2765,5 |
2931,4 |
3078,0 |
в сопоставимых ценах |
% |
101 |
100 |
100 |
100 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
33 |
35 |
37,1 |
39,4 |
в сопоставимых ценах |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
15,6 |
16,6 |
17,6 |
18,7 |
в сопоставимых ценах |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Строительство |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
в сопоставимых ценах |
% |
|
|
|
|
Транспортировка и хранение |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
в сопоставимых ценах |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Другие виды деятельности |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
101 |
106,1 |
111,4 |
116,9 |
в сопоставимых ценах |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
3.Валовая продукция сельского хозяйства (хозяйства всех категорий: сельскохозяйственные предприятия, хозяйства населения, КФХ) |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
1090,5 |
1166,6 |
1228 |
1287,5 |
в сопоставимых ценах |
% |
100 |
101,6 |
101,7 |
101,4 |
в том числе валовая продукция сельского хозяйства по сельскохозяйственным предприятиям |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
519 |
555,3 |
586 |
614,4 |
в сопоставимых ценах |
% |
101,8 |
101,6 |
102 |
101,4 |
4.Остаточная стоимость основных средств на конец года |
млн.руб. |
781,2 |
796,8 |
820,7 |
845,4 |
5.Объем розничного товарооборота (во всех каналах реализации без учета объемов сокрытия) |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
929,7 |
980 |
1033,6 |
1093 |
в сопоставимых ценах |
% |
101,2 |
101,6 |
101,8 |
102 |
6. Объем платных услуг по крупным и средним организациям |
|
|
|
|
|
в действующих ценах |
млн.руб. |
106,9 |
112,9 |
119,6 |
126,7 |
в сопоставимых ценах |
% |
100 |
101 |
101,2 |
101,2 |
7.Численность работников по территории, формирующих ФОТ |
тыс.чел. |
3,231 |
3,231 |
3,231 |
3,231 |
в том числе численность бюджетников, финансируемых из бюджетов всех уровней |
тыс.чел. |
1,66 |
1,64 |
1,64 |
1,64 |
Из них: |
|
|
|
|
|
- численность работников бюджетной сферы, которым предусмотрено повышение зарплаты в соответствии с Указами Президента РФ* |
тыс.чел. |
0,507 |
0,507 |
0,507 |
0,507 |
- численность работников рядового и начальствующего состава ОВД, сотрудников учреждений уголовной исполнительной системы, а также приравненных к ним категорий физических лиц (таможня, ФСБ, органы прокуратуры). |
тыс.чел. |
0,175 |
0,182 |
0,182 |
0,182 |
8.Фонд заработной платы, всего |
млн.руб. |
858,7 |
907,9 |
956,9 |
1008,46 |
в том числе фонд бюджетников, финансируемых из всех уровней бюджета |
млн.руб. |
473,2 |
524,3 |
552,6 |
582,5 |
из них: |
|
|
|
|
|
- фонд работников бюджетной сферы, которым предусмотрено повышение зарплаты в соответствии с Указами Президента РФ |
млн.руб. |
188,0 |
203,6 |
204,0 |
204,0 |
- фонд заработной платы лиц рядового и начальствующего состава ОВД, сотрудников учреждений уголовной исполнительной системы, а также приравненных к ним категорий физических лиц (таможня, ФСБ, органы прокуратуры), суммы денежного довольствия, вознаграждений и иных выплат, получаемых военнослужащими. |
млн.руб. |
91,6 |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
9. Реальная заработная плата (всего по району) |
% |
105 |
101,7 |
101,3 |
101,3 |
10.Прибыль прибыльных организаций по кругу крупных и средних организаций |
млн.руб. |
58,4 |
60 |
61,1 |
62,3 |
11. Амортизационные отчисления, всего |
млн.руб. |
146,9 |
149,9 |
154,4 |
159 |
II. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития
Княгининского района Нижегородской области на 2018 год и на период до 2020 года
Прогноз социально-экономического развития разработан в соответствии с методическими рекомендациями министерства экономики и конкурентной политики Нижегородской области, в соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов).
Информационная база формирования Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области:
- данные статистического и налогового учета за 2016 год и 4 месяца
2017 года;
- прогнозные расчеты структурных подразделений администрации Княгининского района и поселений;
- прогнозы хозяйствующих субъектов.
Развитие Княгининского района Нижегородской области в 2016 году, как и области в целом, происходило в условиях продолжающегося негативного влияния внешних макроэкономических факторов.
Однако, по многим показателям наблюдалась положительная динамика.
За январь-декабрь 2016 года отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по полному кругу организаций на сумму 3147,7 млн. руб. или 103,9 % к текущему периоду 2015 года.
Увеличились объемы отгруженной продукции в обрабатывающей промышленности на 3 %, в строительстве на 21,3 %, в сельском хозяйстве по полному кругу на 4,6 %.
Сельхозпредприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства района собрали зерна в весе после доработки 45,7 тысяч тонн, это 2- й показатель по центральной зоне области, а по сравнению с прошлым годом получено на 5 тысяч тонн зерна больше или на 12,5 %.
По итогам 2016 года прибыль прибыльных организаций (по полному кругу) увеличилась на 40 % в действующих ценах и составила 110 млн.рублей.
Среднемесячная зарплата в целом по району составила
20203,8 рублей, что на 6,3 % выше уровня 2015 года в действующих ценах. В реальном выражении заработная плата увеличилась на 0,9 %. Существенный рост заработной платы произошел в сельском хозяйстве -12 %, в образовании -10 %, здравоохранении -6,7 %.
Численность работников, формирующих фонд оплаты труда сократилась за год на 32 человека. На крупных и средних предприятиях численность осталась на уровне 2015 года (100,4 %), сокращение наблюдается на малых предприятиях и наемных работников у индивидуальных предпринимателей.
Ситуация на рынке труда в 2016 году характеризовалась как стабильная, число официально зарегистрированных безработных на начало 2017 года составило 52 человека, уровень безработицы 0,8%, год назад 53 человека и 0,82% соответственно.
Вместе с тем по ряду социально-экономических показателей в прошлом году наблюдалось снижение.
На потребительском рынке района в 2016 году ситуация относительно 2015 года стабилизировалась, оборот розничной торговли составил за год 881,6 млн.руб., с темпом роста в действующих ценах 104,2 %, но по причине инфляции в сопоставимых ценах темп роста составил 98,6 %, платные услуги снизились на 1,4 %.
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили с учетом малых предприятий, учитываемых статистикой 118,7 млн.рублей, что к уровню 2015 года составляет лишь 77,5 %. Снижение инвестиций произошло за счет сокращения бюджетного финансирования более чем в два раза, снижение наблюдается в сельском хозяйстве (54,7 %), в управлении (11,7 %), в здравоохранении (40,9 %).
В разрезе видов деятельности наибольшая доля инвестирована в промышленность -40 % , в сельское хозяйство – 32 % , в образование -12,6 %.
Жилья введено 3085 кв. метров, что к уровню 2015 года составляет 80 %.
В январе-декабре 2016 года демографические показатели характеризовались следующими тенденциями: численность населения на начало года составляла 11933 человека, снижение на 66 человек, на конец 2016 года -11855, сокращение на 78 человек. За год родилось 118 младенцев , это меньше на 5 чем в 2015 году, смертность населения сократилась на 40 человек, естественная убыль населения составила 58 человек, за аналогичный период 2015 года 93 человека.
В сфере малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 54 малых предприятий и 264 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, т.е. 318 субъектов. Всего в данной сфере трудятся более 800 человек, что составляет почти 20 % от общей численности занятых в экономике района.
В 2016 году продолжалась реализация муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Княгининском районе». В рамках Программы была оказана поддержка в виде грантов – субсидии малым предприятиям, на развитием собственного дела - 250 тыс.рублей (гранты получили 3 предпринимателя).
В 2017 году социально-экономическая ситуация характеризуется следующими показателями.
Объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг по всем видам деятельности по полному кругу составил за 9 месяцев 2443,8 млн.рублей, что к аналогичному периоду прошлого года составляет 106,5 %. По кругу крупных и средних организаций 2087,6 млн.руб. с темпом роста 107,0 %.
По основному виду деятельности «обрабатывающие производства» отгружено товаров собственного производства (по крупным и средним ) на сумму 1990,4 млн.руб., или 107,9 % к соответствующему периоду прошлого года.
В строительстве темп роста составил 119,2 %.
Снижение темпа- 96,2 % наблюдается в сельском хозяйстве.
С 1 января 2017 года повышена заработная плата работникам бюджетной сферы, которым предусмотрено повышение в соответствии с Указами Президента. Это в основном и повлияло на рост фонда оплаты труда, который за 8 месяцев составил по предприятиям, учитываемым статистикой 547,7 млн. рублей, или 107,4 % к соответствующему периоду 2016 года.
Среднемесячная заработная плата работников организаций по крупным и средним предприятиям в январе –августе сложилась в размере 23614,1 рублей, рост к аналогичному периоду прошлого года на 9,9 %. В реальном выражении (то есть за вычетом инфляции) заработная плата увеличилась на 5 %.
Увеличение заработной платы наблюдается в промышленности (109,1 %), в образовании (113,9 %), здравоохранение (111,6 %), у работников культуры и спорта (119,4 %).
Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах к уровню 2016 года составил 107,7 %, объем платных услуг -97,7 %.
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 октября 2017 года составила 35 человек и уменьшилась к соответствующему периоду 2016 года на 7 человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,53 % (2016 -0,65 %).
За 8 месяцев 2016 года прибыль прибыльных организаций (крупные и средние) увеличилась к аналогичному периоду прошлого года в 1,6 раза и составила 43,1 млн. руб.
Положительным моментом развития района в текущем году можно назвать рост инвестиций в основной капитал -198 % к аналогичному периоду прошлого года.
Данные тенденции учитывались при формировании прогноза социально-экономического развития района на 2018-2020 годы.
Также прогноз формировался с учетом анализа ситуации до конца 2017 года.
Оценка до конца 2017 года
По оценке 2017 года объем обрабатывающей промышленности вырастет на 5,8 % в действующих ценах к уровню 2016 года, в сопоставимых ценах на 1 %.
Объем валовой продукции сельского хозяйства по сельскохозяйственным предприятиям увеличится в сопоставимой оценке на 1,8 %, объем розничного товарооборота на 1,2 %, платные услуги останутся на уровне 2016 года.
Ожидается, что на прошлогоднем уровне сохранится и объем строительства. В 2017 году ожидается, что фонд оплаты труда работников в целом по району увеличится на 6 %. Среднемесячная заработная плата в реальном выражении на 5 %. Численность работников сократится на 2 %. Прибыль прибыльных предприятий (крупные и средние) по оценке увеличится на 34 % и составит 58,4 млн.руб за счет увеличения на промышленных предприятиях района.
Основные параметры прогноза
В среднесрочной перспективе ведущей отраслью экономики района останется промышленность.
Основную долю объема выпускаемой продукции составляет производство молока, сливок и других молочных продуктов в твердой форме - более 80 %.
Прогноз был рассчитан, исходя из текущей ситуации на основных промышленных предприятиях района и планов их развития.
Объем отгруженных товаров собственного производства в 2018 году прогнозируется в сумме 2765,5 млн. рублей. К 2020 году объем достигнет 3078,0 млн. рублей. Темпы роста составят 100 % ежегодно (по прогнозу на 2018-2019 годы – 102,2 -102,7 %).
Прогноз по производству сельхозпродукции рассчитан, исходя из сложившейся текущей ситуации, с учетом планируемых мероприятий по развитию отрасли. Все сельхозпредприятия Княгининского района являются малыми, последние 2 предприятия перешли в разряд малых с 01.01.2017 года.
Объем валовой продукции сельского хозяйства по сельскохозяйственным предприятиям в 2018 году составит 555,3 млн.рублей, с темпом роста в сопоставимых ценах 101,6 %, в 2019году - 586 млн.руб, темп роста 102 % и в 2020 году объем составит 614,4 млн.руб, темп роста 101,4 % (по прогнозу на 2018 - 2019 годы 102,6% - 102,6 % соответственно).
В 2018 году прогнозируется собрать зерна в весе после доработки 52,6 тыс.тонн, картофеля – 7 тыс.тонн, произвести 12,3 тыс.тонн молока.
Достижению прогнозируемых показателей будет способствовать реализация государственной и муниципальной программы развитие АПК.
В строительном комплексе в среднесрочной перспективе развитие будет определяться уровнем инвестиционного и потребительского спроса, возможностями частного и бюджетного финансирования нового строительства.
Прогнозируется, что в 2018 году темп роста работ, выполненных по виду деятельности «строительство», составит в сопоставимых ценах 101%, в 2019 году – 102 %, в 2020 году – 102% (по прогнозу на 2018 - 2019 годы 101% - 102% соответственно).
Развитие потребительского рынка в среднесрочном периоде будет определяться ростом реальных денежных доходов населения и замедлением потребительской инфляции. Рост оборота розничной торговли в 2018 году прогнозируется на уровне 101,6 % в сопоставимых ценах, в 2019 - 2020 годах – 101,8 - 102,0% ежегодно.
Темп роста объема платных услуг населению в среднесрочном периоде прогнозируется на уровне 101 – 101,2%. В Прогнозе до 2019 года рост по обороту розничной торговли прогнозировался – 102 – 103%, по объему платных услуг населению – 101 – 102%.
В 2018 году темп роста прибыли по кругу крупных и средних организаций составит 102,7 %, объем прибыли – 60 млн.рублей. Достижение указанных объемов обеспечат обрабатывающие производства и сельское хозяйство за счет того, что сумма полученной государственной поддержки относится на финансовые результаты. Прогнозируется, что к 2020 году сумма прибыли крупных и средних организаций района возрастет до 62,3 млн.руб., что на 6,6 % выше уровня 2017 года (по прогнозу на 2018-2019 годы – 105,0 -104,5 %).
По сравнению с параметрами, заложенными в Прогнозе до 2019 года, прогнозируемые в настоящее время объемы фонда оплаты труда несколько выше. Это обусловлено увеличением заработной платы работникам бюджетной сферы, которым предусмотрено повышение в соответствии с Указами Президента.
В 2018 году ФОТ прогнозируется на уровне 907,9 млн. руб. или 105,7 % к уровню 2017 года. В 2019 -2020 годах ежегодный прирост составит 105,4 %. Величина ФОТ к 2020 году достигнет 1008,6 млн.руб. (По прогнозу на 2018-2019 годы прирост составлял – 105,5 -105 %)
Прогнозируется, что среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций в 2018 году составит 23416 рублей, в реальном выражении -101,7 %, в 2019 году -101,3 %, в 2020 -101,3%. Темпы роста реальной заработной платы в 2018 - 2019 годах существенно выше параметров, заложенных в Прогнозе до 2019 года ( 100,7%).
Основная часть фонда оплаты труда будет формироваться в организациях бюджетной сферы – более 50 %, в промышленности – около 30 %.
Численность работников, формирующих фонд оплаты труда в 2018 году сократится на 2 % и составит 3231 человек (в связи с сокращением работников в ГКОУ «Княгининский детский дом», МУП «Тепловик» -1, МБДОУ детский сад «Светлячок» и ГКУ «СРЦН «Пеликан»).
На начало 2017 года численность населения сократилась на 78 человек и составила 11933 человека. Связано это с естественной убылью населения, которая составляла в 2016 году 58 человек и миграционной убылью -19 человек.
В районе разработан комплексный план по снижению смертности населения и улучшения демографической ситуации. В данном плане предусмотрены мероприятия по улучшению медицинского обслуживания населения, в том числе проведение диспансеризации, улучшению социальной ситуации, повышение мотивации у населения для занятия спортом и др.
В связи с реализацией мероприятий плана прогнозируемом периоде предусматривается дальнейшее сокращение естественной убыли населения.
Основными направлениями социально-экономического развития на среднесрочную перспективу для администрации Княгининского района Нижегородской области станут:
-обеспечение занятости населения, в т.ч. за счет создания новых рабочих мест;
-повышение доходной части бюджета;
- создание благоприятных условий для инвесторов;
- стимулирование роста объемов производства сельскохозяйственной продукции;
- поддержка развития производственной инфраструктуры, технического и технологического потенциала агропромышленного комплекса;
-формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства;
-обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам;
- организация инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие систем коммунального комплекса и создание благоприятных условий для проживания и реализации инвестиционных проектов на территории района;
-развитие культуры, спорта, физической культуры, образования.
Основным механизмом реализации данных направлений будет выполнение мероприятий муниципальных программ Княгининского района:
- Программы развития производительных сил Княгининского района
на 2013 - 2020 годы;
- Муниципальная программа Княгининского района Нижегородской области «Развитие предпринимательства Княгининского района» на 2017-2021 годы;
- Муниципальная программа Княгининского района Нижегородской области «Развитие агропромышленного комплекса Княгининского района Нижегородской области» на 2015-2020 годы;
-Муниципальная программа Княгининского района Нижегородской области «Обеспечение населения Княгининского района Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства транспортного обслуживания» на 2017-2021 годы;
- «Развитие культуры Княгининского района Нижегородской области на 2017-2021 годы»;
- «Развитие физической культуры и спорта в Княгининском районе Нижегородской области» на 2017-2021 годы;
-«Развитие образования Княгининского района Нижегородской области на 2017-2021 годы».