Отчет о результатах деятельности управления образования и муниципальных учреждений системы образования за 2018 г.
Получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, а также дополнительного образования детей обеспечивается через муниципальную сеть образовательных учреждений.
В сеть учреждений, подведомственных управлению образования, входят 17 образовательных учреждений: 3 средние школы и 1 филиал – основная школа, 6 муниципальных дошкольных образовательных учреждений и 6 детских садов – филиалов, одно учреждение дополнительного образования.
Все образовательные учреждения имеют действующие лицензии, общеобразовательные организации – свидетельства о государственной аккредитации.
В районе внедрена и активно используется система электронной очереди (учёта) детей, претендующих на получение места в дошкольной образовательной организации. По данным электронной очереди, получения места в дошкольные образовательные организации ожидают 122 ребенка в возрасте от 0 до 3х лет, детей в возрасте от 3 до 7 лет в очереди нет.
Ведётся ежемесячный мониторинг состояния очерёдности в ДОО, сохраняется 100 процентную доступность дошкольного образования, получатели услуги все чаще используют возможность получения услуги по приему заявлений в электронном виде.
Охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольным образованием в районе стабилен и составляет - 80,0 %, детей от 3 до 7 лет – 95%.
Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах в районе составляет 1155 руб. - город, 1005 руб.- село (для сравнения: средняя по области родительская плата составляет 1706 рублей).
Параллельно с задачей увеличения количества мест для детей в организациях дошкольного образования решается и не менее важная задача совершенствованияего качества путем внедрения программ дошкольного образования, отвечающего запросам современного общества и семьи к воспитанию ребенка, в том числе для детей раннего возраста.
Задачи:
- совершенствование качества дошкольного образования путем внедрения программ
дошкольного образования, отвечающего запросам современного общества и семьи к
воспитанию ребенка, в том числе для детей раннего возраста;
- сохранение достигнутого уровня -100% обеспечения детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования;
- расширение доступности дошкольного образования для детей до 3 лет;
- обеспечение качественного предоставления услуги по приёму заявлений, постановке на учёт и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, в электронной форме.
Паспорта комплексной и антитеррористической безопасности ОУ разработаны всеми образовательными организациями.
Устойчивое функционирование системы образования района обеспечивается финансированием. На подготовку к новому учебному году затрачено около трех миллионов рублей, из них из средств местного бюджета – 1,736 тысяч рублей.
Базовое звено образования – общеобразовательная школа, развитие которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на формирование личности, ее познавательных и созидательных способностей. В первую очередь, необходимо обеспечить доступность современных условий получения школьного образования и повышение его качества.
Определяющим фактором модернизации школьного образования является поэтапный переход на федеральные государственные образовательные стандарты
второго поколения. В этом году по новым стандартам будут обучаться школьники 1 – 8 классов, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие адаптированные образовательные программы. Во всех образовательных организациях создана нормативно-правовая база, все учителя прошли курсовую подготовку. Педагоги в ходе реализации новых стандартов пересматривают подходы в оценивании работы школьников, находят формы, позволяющие оценивать не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
Тенденции развития общества требуют от нас современных, инновационных
подходов к преподаванию, в частности, внедрения цифровых технологий и программных средств, поддерживающих преимущества Интернета в образовательном процессе школы.
Перед образованием стоят задачи формирования личности,
конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде.
На сегодняшний день общеобразовательные организации района имеют достаточно развитую современную инфраструктуру: 4 оборудованных компьютерных класса, 283 компьютера, включая ноутбуки и планшетные компьютеры; кабинеты оборудованы интерактивными досками и мультимедийными проекторами.
К началу нового учебного года в МБОУ «Княгининская СОШ № 2» полностью переоборудовали компьютерный класс, закупили и установили 21 моноблок на сумму 994 тысячи 950 рублей.
Школьные медиатеки систематически пополняются электронными образовательными ресурсами, в том числе и электронными учебниками.
В образовательных учреждениях создано значительное количество презентаций и проектов учителей и учащихся, методических разработок уроков с применением ИКТ и ресурсов сети Интернет, видеороликов.
Качество образования. Во всероссийских проверочных работах приняли участие 315 обучающихся 1- 6, 10 и 11 классов. Наши показатели по большинству предметов несколько ниже среднеобластных, но вполне с ними сопоставимы.
Низкие образовательные результаты по разным предметам показали ученики всех 3 средних школ района:
МБОУ «Княгининская СШ № 1»: 4-е классы – математика; 5-е классы – русский язык, история, биология; 6-е классы – русский язык, обществознание , история;
МБОУ «Княгининская СОШ № 2»: 4-е классы – математика; 6-е классы – обществознание;
МБОУ «Возрожденская СШ»: 6-е классы – обществознание, история, биология.
Подавляющее большинство учащихся успешно справились с работой и подтвердили свои годовые оценки.
Важным звеном оценки качества работы школы является государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Существенных изменений порядка проведения государственной итоговой аттестации в 2018 году не произошло. Экзаменационная кампания 2018 года в целом прошла в штатном режиме, показала уровень знаний выпускников школ района.
Нарушения в ходе проведения ГИА-9 и ГИА-11 общественными наблюдателями и надзорными органами не выявлены.
К итоговой аттестации за курс средней школы были допущены 29 выпускников 11 классов МБОУ «Княгининская СОШ №2» и МБОУ «Возрожденская СШ», что составляет 100% учащихся 11 классов. Экзамены по русскому языку и математике успешно сдали все выпускники, освоившие образовательные программы среднего общего образования – в результате чего все одиннадцатиклассники получили аттестат о среднем общем образовании.
Одна выпускница, учащаяся МБОУ «Княгининская СОШ № 2» Ургина Елизавета, закончила школу с медалью «За особые успехи в учении». Наша медалистка достойно справилась с единым государственным экзаменом, сдав русский язык на 96 баллов, профильную математику и обществознание на 76 баллов. Несколько ниже балл по биологии – 61. Но и этот показатель превышает среднеобластное значение. Также высокие результаты ЕГЭ показали Гайфутдинова Юлия – 91 балл по русскому языку, Казакова Алёна – 90 баллов по обществознанию. Обе –выпускницы МБОУ «Княгининская СОШ №2».
По таким предметам как русский язык, математика (базовая и профильная), биология, физика, география средний балл по району в текущем году выше результатов 2017 года.
Результаты ЕГЭ по информатике, истории, обществознанию ниже, чем годом ранее. При этом снижение несущественное и составляет менее 1 балла.
Неудовлетворительные результаты получили 2 выпускника (в 2017 году – 4 человека): не преодолели минимальный порог 1 выпускник (МБОУ «Возрожденская СШ») по профильной математике и 1 выпускник (МБОУ «Княгининская СШ № 2) по обществознанию. В рейтинге общеобразовательных учреждений по результатам сдачи ЕГЭ на первом месте по всем предметам, кроме обществознания, - МБОУ «Княгининская СОШ №2», по обществознанию – МБОУ «Возрожденская СШ».
С целью подготовки, в том числе психологической, к государственной итоговой аттестации, информирования выпускников, родителей и всех заинтересованных граждан об особенностях проведения ГИА наш район в 2018 году впервые участвовал во Всероссийских акциях.
20 февраля 15 родителей учащихся школ Княгининского района в рамках Всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями» смогли сесть за школьную парту и проверить свои знания по русскому языку. В ходе мероприятия родители познакомились с процедурой рассадки в аудиториях, посмотрели, как происходит печать контрольных измерительных материалов. Взрослые заполняли бланки ЕГЭ, выполняли экзаменационную работу, задания которой были аналогичны тем, что будут на ЕГЭ.
14 апреля 2018 года 79 старшеклассников района приняли участие во Всероссийской акции «100 баллов для Победы». Выпускницы школ района прошлых лет-высокобалльницы Капанова Юлия (студентка 1 курса РАНХ и ГС) и Хапова Виктория (студентка 1 курса ННГУ им. Лобачевского) поделились с нынешними школьниками своими впечатлениями от сдачи ЕГЭ и опытом подготовки к выпускным экзаменам.
9 классов окончили 101 учащийся, все были допущены к государственной итоговой аттестации. По итогам основного периода экзаменационной кампании аттестаты об основном общем образовании получили 97 человек. 4 учащихся (3 девятиклассника МБОУ «Княгининская СШ № 1» и 1 выпускник МБОУ «Возрожденская СШ») не смогли сдать экзамены более чем по двум предметам.
Если сравнивать общий результат выпускников 9 классов 2018 года с результатами 2017 года по таким показателям как средний балл и средняя оценка, уровень и качество обученности, то только по русскому языку и химии результаты по 2 из 4 сравниваемых показателей выше уровня прошлого года. По остальным предметам результаты ГИА-9 хуже, чем в 2017 году.
Особенно существенно понизились результаты ОГЭ по биологии, географии, математике. Обязательный уровень образования не смогли подтвердить 4 человека по математике, 3 человека – по обществознанию, по 2 человека – по биологии и по информатике, по 1 человеку – по географии и русскому языку.
Экзаменационная кампания 2018 года прошла объективно. Учащиеся в основном подтвердили свои годовые оценки. Семь выпускников девятых классов получили аттестаты об основном общем образовании с отличием: Житнякова Валерия, Мазин Дмитрий, Рузина Елизавета, Щукин Михаил, Куштанова Анастасия, Хайретдинов Тимур, Эйхе Андрей.
Для обеспечения максимальной прозрачности и открытости проведения ОГЭ и ЕГЭ, усиления контроля за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов большое внимание уделяется роли общественного наблюдения.
Благодаря общественным наблюдателям повышается качество
информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В 2018 году в период проведения государственной итоговой аттестации общественное наблюдение осуществляли 22 общественных наблюдателя, в качестве которых на экзаменах работали студенты и сотрудники Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, работники культуры, представители общественности. В ходе общественного наблюдения нарушений процедуры проведения экзаменов в нашем районе не выявлено.
3.Обучение детей с ОВЗ. Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования. Решая задачу создания равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, образовательные организации района принимают необходимые меры для предоставления качественного, доступного образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, их успешной социализации, эффективной самореализации. Акцент делается на индивидуальном подходе к каждому такому ребенку, независимо от того, где он обучается: в обычном классе, специальном (коррекционном) или на дому.
Всего в 2017-2018 учебном году дошкольные образовательные организации посещали 4 ребенка-инвалида. На базе МБДОУ д/с № 2 «Светлячок» с 2016 года функционирует консультационный пункт по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, не посещающим образовательные организации, в том числе семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В штате пункта - профессиональный педагог-психолог и учитель-логопед.
В школах района обучались:
- 43 ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
- 21 ребенок-инвалид.
96% учащихся данных категорий получали образовательные услуги в базовых городских школах. В специальных (коррекционных) классах для учащихся с интеллектуальными нарушениями обучалось 36 человек, из них 12 человек – дети-инвалиды. Девять детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать образовательные организации, обучались на дому. Из них 3 человека дополнительно получали дистанционно образование в Ресурсном центре обучения детей-инвалидов Нижегородской области. Дети с ОВЗ, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, активно привлекаются к участию в культурной и спортивной жизни школ, они участвуют в различных массовых мероприятиях наряду со здоровыми сверстниками.
Задачи в области общего образования:
- разработка и реализация комплекса мер по повышению качества образования;
- внедрение цифровых технологий и программных средств,
поддерживающих преимущества Интернета в образовательном процессе
школы;
- создание условий для реализации обучающимися интеллектуального и творческого
потенциала, совершенствование работы с высокомотивированными и одаренными
детьми;
- организация работы по повышению качества созданных условий для реализации
ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Более семидесяти процентов (70,8%) педагогов района из общего количества аттестованных повысили свой квалификационный уровень (по области 56,2%), из них 12,5% на высшую квалификационную категорию, это - Гладцына Н.А., учитель биологии и Жукова И.А., учитель английского языка МБОУ «Княгининская средняя общеобразовательная школа № 2», Смирнова Т.В., учитель музыки МБОУ «Княгининская средняя школа №1», Журинова И.Г., воспитатель МБОУ №2 «Светлячок»; более пятидесяти восьми (58,3%) процентам педагогических работников, не имеющим квалификационной категории, установлена первая квалификационная категория; в районе нет ни одного факта понижения квалификационной категории (по области 1,1%).
Квалификационные категории установлены двадцати четырем (24) педагогическим работникам, из них доля педагогических работников с высшей квалификационной категорией поступательно год от года растет и составляет на сегодня 16,2%, но все же ниже областного показателя (20,4%). Стабильно хороший результат показывает педагогический коллектив МБОУ «Возрожденская СШ»- 20% педагогов имеют высшую квалификационную категорию; МБДОУ детский сад №1 «Теремок» и МБДОУ детский сад №2 «Светлячок» -33,3%, растет профессиональная компетентность педагогического коллектива МБДОУ детский сад №4 «Улыбка»: процент аттестованных на высшую квалификационную категорию в данной организации составляет 22,2. По статистическим данным, по району общий процент аттестованных выше областного показателя на 3,8 процента и составляет 90,1 процент.
В общеобразовательных организациях района трудятся 12 учителей до 35 лет, что составляет 14,5% при плановом показателе 17,5%. В настоящее время в педагогических вузах по целевым направлениям обучаются два выпускника школ Княгининского района, еще двое приступят к обучению в педагогических вузах в этом году. Курсовую подготовку, профессиональную переподготовку прошли 70 педагогических и руководящих работников. Возможности повышения квалификации значительно возросли: кроме традиционного, очного, обучения многие педагоги пользуются возможностью пройти курсы дистанционно или в очно-заочной форме. Профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в образовательной организации» прошли 8 руководящих работников.
С целью повышения социального статуса педагогических работников, активизации творческого потенциала учителя, создания условий для повышения профессионализма и мотивации деятельности был проведен районный конкурс «Мой лучший урок». В заочном этапе конкурса приняли участие 13 педагогов, 8 из них стали участниками очного тура и показали истинное мастерство и настоящий профессионализм.
Победителями этого конкурса стали учитель информатики МБОУ «Княгининская СШ № 1» Шавина Е.В. и музыкальный руководитель МБДОУ д детский сад № 1 «Теремок» Колосунина Е,А. ; в числе призеров - Малова Н.В. (МБОУ «Княгининская СОШ № 2»), НизовцеваЮ.В. (МБДОУ детский сад № 4 «Улыбка»), Баскакова Л. Л. (МБОУ «Возрожденская СШ»), Каменская М.Ю. (МБДОУ д/с № 2 «Светлячок»).
В районном смотре-конкурсе «Лучшая экологическая тропа образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования» приняли участие 10 педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Победителем конкурса признан коллектив МБДОУ детский сад № 4 «Улыбка» (заведующий Егорова Е.В.), лучшие методические разработки мероприятий на экологическую тему представили Низова Е,Н. (МБДОУ детский сад № 3 «Сказка») и Николаева Т. А. (Фидиал МБОУ «Возрожденская СШ» ДОУ детский сад «Ягодка»); лучшую презентацию своей деятельности – Тесакова Н.А. (заведующий МБДОУ детский сад № 1 «Теремок») и Коротова А.В. (МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок»).
В районных педагогических чтениях «Инновационные технологии как условие повышения качества обучения» приняли участие 11 педагогов.
Областной конкурс «Вожатый года – 2018» проходил в несколько этапов.
На муниципальном этапе детские общественные объединения «Новое поколение» МБОУ «Княгининская СШ №1», «СИМС» МБОУ «Княгининская СШ №2», «Зеленый парус» МБОУ «Возрожденская СШ» показали творческие площадки по реализации основных направлений РДШ, а старшие вожатые и педагоги-организаторы школ района Сбитнева А,В., Андронов П,Д. и Хайретдинова Е,Д. представили свой опыт профессиональной деятельности в форме компьютерной презентации. Участник отборочного этапа старшая вожатая МБОУ «Возрожденская СШ» Хайретдинова Е.Ю. с достоинством защитила презентацию практических достижений профессиональной деятельности старшего вожатого, заняла 4 место из 50 и стала участницей полуфинала областного конкурса. В полуфинале старшая вожатая и активисты детского объединения «Зеленый парус» показали творческое выступление «В движении детских стремлений».
Приоритетные задачи в области кадровой политики :
- обеспечение условий для непрерывного профессионально-педагогического развития через различные формы повышения квалификации;
- создание условий для мотивирования педагогов на аттестацию с целью установления высшей категории;
- увеличение доли молодых специалистов в образовательных организациях района.
Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения. В период с 12 ноября по 12 декабря 2018 года на базе школ был проведен муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ) - массовое ежегодное мероприятие по работе с одаренными школьниками в системе российского образования. Актуальность ВсОШ обусловлена необходимостью выявления интеллектуального потенциала учащихся, творческих способностей и креативности мышления молодого поколения.
Муниципальный этап ВсОШ проводился среди учащихся 7 – 11 классов по 17 общеобразовательным предметам. В нем приняли участие 141 обучающийся, что составляет 36,9% от общего количества учащихся 7-11 классов; 19 из них стали победителями, 25 – призерами олимпиад по различным предметам. Наибольшее количество призовых мест присуждено в олимпиадах по физической культуре и технологии. Обучающийся МБОУ «Княгининская СШ № 1» Смирнов Даниил (10а класс) рекомендован к участию в региональном этапе олимпиады по технологии.
Работа с одаренными детьми ведется уже на уровне дошкольного образования:
ежегодно среди детских садов проводятся конкурсы: спортивные - «Папа, мама, я - спортивная семья», «Малышиада» - и музыкальный - «Весенние капельки».
Основная цель таких мероприятий: пропаганда семейных ценностей, выявление и поддержка талантливых воспитанников дошкольных учреждений.
Районный спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья» каждый год привлекает к участию дружные и спортивные семьи Княгининского района, в этом году их было 6. В районном этапе конкурса «Малышиада» победила команда МБДОУ детский сад № 4 «Улыбка», они и представляли наш район на зональных соревнованиях, заняв 7-ое место.
Праздником музыки и детства стал районный фестиваль воспитанников ДОУ «Весенние капельки». Настоящий профессионализм помогает музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений раскрывать таланты детей.
Стратегия государства в области образования ставит перед нами задачу приоритизации программ общего и дополнительного образования технической и естественнонаучной направленности.
Система дополнительного образования, сложившаяся в районе, включает в себя дополнительное образование на базе МБУ ДО «Княгининский Дом детского творчества», систему кружковой работы на базе общеобразовательных организаций, а также дополнительное образование на базе учреждений – наших социальных партнеров Детско-юношеская спортивная школа, учреждения культуры и спорта.
Дополнительное образование остается бесплатным, а значит доступным для всех желающих. В 2017 – 18 учебном году в кружках и секциях школ района занимались 726 обучающихся, в МБУ «Княгининский Дом детского творчества» – 355 воспитанников.
В основном, это кружки и секции художественной, физкультурно-спортивной, социально-педагогической направленности. В районе действует 3 кружка научно-технической и 7 объединений естественнонаучной направленности. Развитие технического творчества и инженерного мышления детей - одна из основных задач системы дополнительного образования.
Одним из показателей результативности воспитательной работы и системы дополнительного образования является участие в конкурсном движении. Обучающиеся и воспитанники всех образовательных организаций принимают участие в конкурсах разного уровня, становясь призерами и победителями:
- ученица Озерской основной школы Слушкова Диана стала победителем
областного конкурса «Поле русской славы» и призером конкурса сочинений к 100
летию Октябрьской революции 1917 года;
- победителями областного конкурса творческих работ «Моя малая родина» стали
Севастьянова Марина и Казакова Руслана, Возрожденская СШ;
- уже не первый год ученик Княгининской СШ № 1 Смирнов Даниил представляет наш район на областных конкурсах «Юный исследователь» и «От истоков до наших дней», в этом году он вновь стал победителем в обоих конкурсах;
- участники межрайонной научно-практической конференции «Шаг в науку» в г.
Сергач стали обладателями пяти первых и пяти призовых мест;
- участники ансамбля народного танца «Росинка» и вокальной группы «Радуга» МБУ ДО «Княгининский Дом детского творчества» неоднократно становились лауреатами идипломантами творческих конкурсов разного уровня.
Всего в региональных. всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях приняли участие более 130 обучающихся.
Приоритетные задачи в сфере дополнительного образования:
- обеспечение доступности дополнительного образования для детей всех социальных и возрастных групп в соответствии с их интересами, склонностями и характером образовательных потребностей;
- сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;
- создание условий для занятий детей техническими видами творчества.
Период |
Выявлено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Устроено в семьи |
Помещено в учреждения |
% устройства в семьи |
2016 |
8 |
8 |
0 |
100% |
2017 |
3 |
3 |
0 |
100% |
2018 |
4 |
4 |
0 |
100% |
В Княгининском районе сохраняется стабильно высоким число замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее приемлемой (востребованной) формой семейного устройства является приемная семья, то есть опека (попечительство) на возмездной основе.
Форма устройства |
Количество семей проживающих на территории района на 31.12.2018 |
Число детей, воспитывающихся в семьях на территории района на 31.12.2018 |
Усыновление |
18 |
18
|
Опека (попечительство) безвозмездная |
5 |
6
|
Приемная семья |
46
|
90 |
Повышение уровня родительской компетенции замещающих родителей, оказание им информационно-методической поддержки осуществляется в рамках муниципальной программы «Развитие образования Княгининского района Нижегородской области» (проводятся семинары, индивидуальные консультации). Вместе с тем, в последнее время становится актуальной проблема возвратов детей из замещающих семей по инициативе приемных родителей.
Период |
Возвращено детей приемными родителями |
Возвращено детей опекунами (попечителями) |
Всего |
2016 |
2 |
1 |
3 |
2017 |
2 |
0 |
2 |
2018 |
3 |
0 |
3 |
Причины возвратов: отсутствие взаимопонимания между замещающими родителями и их подопечными, наличие заболеваний у приемных детей, ухудшение состояния здоровья у замещающих родителей.
С целью подготовки кандидатов в замещающие родители к приему ребенка в семью, предотвращения возврата ребенка из семьи в учреждение на территории района на базе МБДОУ детский сад №2 «Светлячок» функционирует школа замещающих родителей. В программе обучения предусмотрены разъяснения по правовым, социальным вопросам, получение психолого-педагогических навыков, освещение различных медицинских аспектов.
Мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, включены в муниципальную программу «Обеспечение граждан Княгининского района Нижегородской области доступным и комфортным жильем». В объеме выделенных субвенций за счет средств областного и федерального бюджетов в 2018 году на вторичном рынке жилья приобретено 3 квартиры.
В качестве приоритетных задач в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан выделяются следующие:
- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их жизнедеятельности;
- повышение уровня родительской компетенции опекунов (попечителей), в том числе приемных родителей, оказании им информационно-методической поддержки,
- сотрудничество государственных и негосударственных служб сопровождения замещающих семей в деятельности по профилактике вторичного сиротства.