Отчет о результатах деятельности управления образования и муниципальных учреждений системы образования за 2015 г.
Традиционно в начале каждого года анализируются результаты деятельности муниципальной системы образования за весь предыдущий год, определяются векторы дальнейшего развития на год предстоящий. В 2012 г. Президентом Российской Федерации были подписаны Указ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования» и Указ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг». Эти указы, безусловно, задали вектор тех серьезных системных изменений, которые происходят на протяжении последних лет в сфере образования в стране, области, нашем районе.
1.Дошкольное образование. На территории Княгининского района проживают 793 ребёнка в возрасте от 0 до 7 лет, из них 520 детей от 1 года до 7 лет посещают образовательные организации, в том числе 371 ребёнок в возрасте от 3 до 7 лет.
Главной тенденцией в дошкольном образовании остаётся увеличение численности детей в детских садах, в целом за период с 2010 по 2015год рост составил 50 детей, т.е. более 10%.
При этом количество детских садов сокращается (было 13 –стало 6). Это связано, прежде всего, с реорганизацией дошкольных учреждений: 6 малокомплектных сельских детских садов за 1 полугодие 2015 года стали филиалами школ и других д/с.
Охват детей в районе в возрасте от 1 до 6 лет дошкольным образованием растёт и составляет 79,0 %, детей от 3 до 7 лет – 95% (показатель выше среднеобластного – 78%).
В районе внедрена и активно используется система электронной очереди (учёта) детей, претендующих на получение места в дошкольной образовательной организации. По данным электронной очереди получения места в ДОО ожидают 155 детей, из них 6 детей в возрасте от 3 до 7 лет (по семейным причинам временно не хотят посещать дошкольные учреждения).
Ведётся ежемесячный мониторинг состояния очерёдности в ДОО. В настоящее время в районе нет так называемой «живой» очереди, но чтобы и в дальнейшем сохранить 100-процентную доступность дошкольного образования необходимо проводить работу по увеличению наполняемости групп в соответствии с действующим законодательством, улучшая материально-техническое оснащение групповых помещений.
Возможностью получения в электронном виде услуги по приёму заявлений, постановке на учёт и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (электронной очередью) население района пользуется с 1 января 2014года, у нас в районе этой возможностью воспользовался 1 человек.
Параллельно с задачей увеличения количества мест для детей в организациях дошкольного образования решается и не менее важная задача совершенствования его качества. Особую актуальность проблема повышения качества дошкольного образования приобрела в связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Для создания условий, соответствующих задачам реорганизации новых федеральных государственных стандартов в сфере образования, в районе проведена и проводится работа по повышению квалификации педагогических и руководящих работников дошкольных организаций. В 2014 году была создана и продолжает работу тьюторская группа, которая организовала и провела курсы на базе района для 34 педагогов. На сегодняшний день 87% педагогов имеют действующую курсовую подготовку. Курсовая подготовка педагогов и руководителей ДОУ продолжается по графику НИРО.
Таким образом, основной целью развития системы дошкольного образования Княгининского района в 2015г. является повышение его доступности и создание равных возможностей для получения детьми качественного дошкольного образования вне зависимости от материального положения семьи, социального статуса родителей, места проживания.
2. Переход на новые ФГОС. В соответствии с «Дорожной картой» общеобразовательные учреждения района завершили переход на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения его введения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введен в 100% 1-4 классов (396 человек) в трех общеобразовательных организациях Княгининского района.
В школах на необходимом уровне оборудовано 24 кабинета, уроки организованы только в первую смену.
Особое внимание уделяется кадровому обеспечению реализации ФГОС. Курсовую подготовку прошли 100 % (24) учителей начальной школы.
В апреле 2015 года МБОУ «Княгининская средняя школа № 1» была выбрана для участия в мониторинговом исследовании качества начального образования в 4-х классах в рамках Национальных исследований качества образования. По результатам исследования можно сделать вывод, что учащиеся четвертых классов обладают базовыми знаниями и умениями, достаточными для успешного продолжения обучения на уровне основного общего образования.
С 1 сентября 2015 года семь пятых классов (106 учащихся) всех общеобразовательных организаций Княгининского района, реализующих основные общеобразовательные программы основного общего образования, приступили к обучению по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
В образовательных организациях разработана и утверждена основная образовательная программа (ООП) основного общего образования, нормативная база приведена в соответствие с требованиями ФГОС ООО, определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе. К новому 2015 – 2016 учебному году для пятиклассников оборудовано 59 кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В 2015 году в соответствии с планом-графиком курсы повышения квалификации прошли 60 педагогов школ.
3. Общественное наблюдение за системой образования, итоговая аттестация. Ежегодно все большую значимость для системы образования, повышения эффективности общественного контроля в сфере общего образования, обеспечения его открытости и прозрачности приобретают различные формы общественного наблюдения. Объектами общественного наблюдения являются процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена; лицензирование образовательных учреждений, деятельность аттестационных, аккредитационных, медальных, конфликтных и иных комиссий, процедуры проведения контрольных и тестовых работ для учащихся муниципальных образовательных учреждений. В этих процедурах принимают участие представители органов самоуправления образовательных организаций, профессиональной, деловой и родительской общественности, представители общественных объединений и организаций.
Важным звеном оценки качества образования является государственная итоговая аттестация выпускников.
Особенностью государственной итоговой аттестации 2015 года стало изменение структуры КИМ по ряду учебных предметов, разделение математики на базовый и профильный уровни, возможность сдать иностранный язык в письменной и устной форме, введение итогового сочинения, как условия допуска к государственной итоговой аттестации, появление февральского, а теперь уже и сентябрьского этапов сдачи ЕГЭ. Организационно процедура проведения итоговой аттестации изменилась незначительно. Как и в 2014 году, при допуске в ППЭ использовались металл-детекторы, в аудиториях, где выпускники 11 классов сдавали ЕГЭ видеонаблюдение работало в режиме онлайн-трансляции. Государственная итоговая аттестация - 2015 в целом объективно показала уровень знаний выпускников школ района.
К итоговой аттестации за курс средней школы были допущены 69 выпускников 11 классов (100%). Экзамены по русскому языку и математике (базовый уровень) успешно сдали все выпускники, освоившие образовательные программы среднего общего образования – в результате чего все 69 выпускников получили аттестаты о среднем общем образовании. 2015 год оказался урожайным на медалистов. Выдающихся результатов добились Возрожденские школьники – из 18 выпускников 7 окончили школу с золотыми медалями. Это Андреянова Валентина, Байкова Ирина, Петрякова Галина, Политова Юлия, Хованскова Дина, Хузиева Екатерина, Эйхе Виктория. Заслуженные золотые медали получили и 2 выпускника Княгининской школы № 1 – Пятаев Николай и Опарина Светлана. Важно отметить, что все 9 медалистов 2015 года показали очень достойные результаты единого государственного экзамена. В результате неформального рейтинга выпускников школ княгининского района по итогам сдачи ЕГЭ все медалисты, как это и должно быть, вошли в лидирующую десятку. Пятаев Николай показал наивысшие результаты по русскому языку и истории – 98 баллов. Это не только лучший результат 2015 года, но и всех предыдущих лет проведения ЕГЭ. Андреянова Валентина добилась высшего результата среди выпускников школ района по биологии – 91 балл и по химии – 84 балла. Также 84 балла только по обществознанию заработала Эйхе Виктория. Пятаев Николай, Андреянова Валентина и Петрякова Галина сдали профильную математику на 76 баллов. Кроме того, Петрякова Галина получила высший балл по району по физике – 71. Байкова Ирина заработала 73 балла на экзамене по географии. Отрадно, что все медалисты успешно поступили в престижные высшие учебные заведения, на бюджетные места. Четыре человека - в Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского, 2 - в филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Нижегородский институт управления), 1 человек – в Нижегородскую медицинскую академию, 1- в Нижегородский архитектурно-строительный университет, 1 – в Нижегородский технический университет. Достойный результат наших медалистов – прямое доказательство того, что школы княгининского района могут давать хорошие знания, наши выпускники – те, кто умеет упорно трудиться, ставить перед собой четкие цели, добывать и закреплять знания не только в течение 45 минут урока, но и во внеурочное время – вполне конкурентоспособны среди выпускников нижегородских школ.
Если говорить о результатах единого государственного экзамена 2015 года в целом можно отметить следующее. По всем предметам, кроме математики и обществознания, средний балл по району в текущем году выше результатов 2014 года. Кроме того, по химии, биологии, истории и географии средние по району результаты выше среднеобластных показателей.
При этом неудовлетворительными можно считать результаты сдачи ЕГЭ по профильной математике – из 65 участников ЕГЭ не прошли минимальный порог 18 человек (27,7%), и по обществознанию – из 54 участников не сдали экзамен 13 человек (24,1%). Такие результаты лишили отдельных наших выпускников возможности попробовать свои силы при поступлении в образовательные организации высшего образования.
В рейтинге общеобразовательных учреждений по результатам сдачи ЕГЭ на первом месте по 6 предметам - МБОУ «Возрожденская СШ», по 1 предмету – МБОУ «Княгининская СШ №1».
9 класс окончили 106 учащихся. Все девятиклассники, допущенные к государственной итоговой аттестации, с экзаменами справились, получили аттестаты. 1 выпускник 9 класса получил аттестат об основном общем образовании с отличием. Результаты экзамена по русскому языку в 9 классах несколько снизились по сравнению с 2014 годом: средний балл за работу понизился с 28,8 до 26,4. Результаты основного государственного экзамена по математике лучше показателей 2014 года – средний балл повысился с 12,2 до 14,6, средняя оценка – с 3,3 до 3,5, качество обученности – с 24,7 % до 46,2 %. В целом результаты государственной итоговой аттестации девятиклассников можно считать удовлетворительными, но в тоже время среди других районов Нижегородской области наш район выглядит крайне слабо. Средний бал экзаменационной работы по математике ставит Княгининский район в рейтинге из 51 района области на 49 место. Средний балл выполнения экзаменационной работы по русскому языку позволяет нашему району занять лишь 46 место в рейтинге районов области. Средний балл по русскому снижается на протяжении 3 последних лет, происходит снижение и процентной доли выпускников с качественной предметной подготовкой: в 2013 году качество обученности составило 59,3%, в 2014 году – 51,9 %, в 2015 году – 49,1%.
Очевидно, что отдельные показатели государственной итоговой аттестации 2015 года не могут не настораживать. Итоги экзаменационной кампании уже обсуждались на районных методических объединениях, обсуждались и будут обсуждаться в педагогических коллективах. Необходимо проанализировать ситуацию, сделать правильные выводы по результатам ГИА-2015 и уже сегодня начинать работы по подготовке к итоговой аттестации 2016 года.
Для обеспечения максимальной прозрачности и открытости проведения ОГЭ и ЕГЭ, усиления контроля за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, создания равных возможностей всем участникам ЕГЭ большое внимание уделяется роли общественного наблюдения. Благодаря общественным наблюдателям повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В 2015 году в период проведения государственной итоговой аттестации общественное наблюдение осуществляли 10 общественных наблюдателей, что в 2 раза больше 2013, 2014 годов. В качестве общественных наблюдателей работали родители учащихся 7-8 классов, студентки Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, представители общественности. Отрадно, что в ходе общественного наблюдения нарушений процедуры проведения экзаменов в нашем районе не выявлено.
4. Поддержка талантливой молодежи. Дополнительное образование.
Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов. В целях создания благоприятной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка внесены изменения в нормативные документы, регламентирующие проведение Всероссийской олимпиады школьников, предусматривающие максимальный охват обучающихся через эффективную организацию школьного этапа олимпиады на основе единых подходов к ее проведению, составлению заданий и проверке работ.
Всего в школьном, муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников в 2015 г. приняли участие 719 обучающихся, а победителями и призерами олимпиад стали 129 и 69 учащихся 5-11 классов соответственно.
На региональном этапе наш район представлял ученик 11 класса Княгининской СШ № 1 Пятаев Николай на олимпиаде по географии, где показал хороший результат. Но в число призеров олимпиады он не вошел.
На федеральном уровне законодательно закреплена преференция для одаренных детей – призеров олимпиад: в Законе «Об образовании» предусмотрены льготы при поступлении в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования победителям и призерам регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Отечественная система дополнительного образования также служит гарантом поддержки и развития одаренных детей. В ней сосредоточены уникальные возможности по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, учебно-исследовательской и другой образовательной деятельности.
В текущем году была организована работа 66 кружков, занятость детей в них составила 777 человек или 74 %. В том числе по линии Дома детского творчества 24 объединения с охватом детей в количестве 341 человека. Но по-прежнему одной из главных задач остается увеличение охвата дополнительным образованием обучающихся в возрасте 14 лет и старше.
Выявление, развитие и поддержка одаренных детей осуществляется через систему конкурсов, конференций, соревнований, слетов, фестивалей и других мероприятий. Хочется отметить конкурсы, в которых наши обучающиеся заняли 1 место:
- областной конкурс проектно-исследовательских работ по декоративно-прикладному творчеству «От истоков до наших дней» в номинации «Стилизация» (рук. Смирнов Евгений Николаевич);
- областной конкурс творческих работ «Один день русского языка» (рук. Петрунина Ирина Алексеевна);
- региональный этап XI Всероссийской акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам» (рук. Котылева Елена Александровна)
Работа по выявлению и развитию талантливых детей в районе, несомненно, ведется и имеет положительный результат, однако до сих пор трудно назвать эту работу системной и достаточно обеспеченной необходимыми финансовыми ресурсами.
5. Социализация детей и подростков, формирование у них здорового образа жизни.
Физическая культура - существенная часть целостной системы образования. Сегодня школьная физкультура вольно или невольно всё больше становится ответственной за формирование у учащихся ориентации на здоровый образ жизни.
С открытием в Княгинино физкультурно-оздоровительного комплекса «Молодежный» у обучающихся возрос интерес к занятиям физкультурой и спортом. Высокий уровень соревнований, проводимых на базе ФОКа, расширение круга спортивных секций и кружков - всё это является фактором формирования здоровьесозидающего пространства и здоровьесберегающей социализации школьников.
Местом проведения районных спортивных соревнований становятся как стены Княгининских средних школ № 1 и № 2, так и спортивные площадки ФОКа. Совместно проведено 36 спортивно-массовых мероприятий.
В соответствии с планом мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в мае проведена Единая декада ГТО, в которой приняли участие 662 обучающихся.
В школах имеются 18 спортивных сооружений, в том числе 8 плоскостных спортивных сооружений, 6 спортивных залов, 3 лыжные базы, 1 тренажерный зал. 172 ребенка в 2015 году занимались в спортивных кружках, организованных на базе общеобразовательных организаций.
Общий объем финансирования, направленный в 2015 г. на развитие и поддержание физкультурно-спортивной инфраструктуры из консолидированного бюджета субъекта РФ составил 3129,2 тыс. рублей.
Следует отметить, что ФГОС второго поколения, на которые сегодня ориентирована современная школа, в большей степени направляет на социализацию ребенка и его взаимодействие с социумом. Школа и социум в условиях модернизации образования должны не выделяться и обосабливаться, а стать единой средой обитания для ребенка.
6. Обучение детей с ОВЗ. Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования.
Решая задачу создания равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, образовательные организации района принимают необходимые меры для предоставления качественного, доступного образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, их успешной социализации, эффективной самореализации. Акцент делается на индивидуальном подходе к каждому такому ребенку, независимо от того, где он обучается в обычном классе, специальном (коррекционном) или на дому.
Всего в 2015 году дошкольные образовательные организации посещали 3 ребенка-инвалида. В школах района обучалось 43 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, 23-ребенка-инвалида. Все учащиеся получали образовательные услуги в базовых городских школах. В специальных (коррекционных) классах VIII вида обучалось 26 человек, из них 14 человек – дети-инвалиды. По оперативным данным количество обучающихся в специальных (коррекционных) классах в 2016 году увеличится до 32 человек. Кроме того, в 2015 году 17 детей с ограниченными возможностями здоровья обучались по индивидуальным учебным планам в общеобразовательных классах. Пять детей-инвалидов, не имеющих возможность по состоянию здоровья посещать образовательные организации, обучались на дому. Из них 2 человека, не имеющие медицинских противопоказаний к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий, дополнительно обучаются в областном Ресурсном центре обучения детей-инвалидов Нижегородской области.
Перед системой образования района ставится задача как можно более раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья с целью правильного определения образовательного маршрута, ранней педагогической поддержки детей и их родителей. Не случайно на протяжении двух последних лет образовательные организации района направляют на психолого-медико-педагогическое обследование не только школьников, но и воспитанников детских садов (в 2014 году – на ПМПК было направлено 2 воспитанника ДОУ, в 2015 году – 3 воспитанника детских садов).
Дети с ОВЗ, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, активно привлекаются к участию в культурной и спортивной жизни школ, они участвуют в различных массовых мероприятиях наряду со здоровыми сверстниками.
В 2015 году активизировалась работа по устранению различных барьеров в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. Впервые общеобразовательная организация района («Княгининская СОШ №2») вступила в указанную государственную программу. В рамках мероприятий по реализации этой программы проведены ремонт санузлов, расширение дверных проемов, установка пандусов и поручней, противоскользящего покрытия пола, приобретение необходимого учебного оборудования. Сметная документация утверждена на общую сумму 1 млн. 265,4 тыс.руб. В рамках софинансирования из районного бюджета на участие в программе выделено 430,6 тыс.руб. Участие в программе привело к тому, что доля общеобразовательных организаций района, в которых созданы необходимые условия для обучения детей-инвалидов, достигнет 20 %, что соответствует задачам, поставленным Государственной программой.
7. Опека и попечительство. Управление образования исполняет отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан. Приоритетным направлением деятельности является развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их жизнедеятельности.
Княгининская земля богата неравнодушными людьми, умеющими чувствовать чужую боль, готовыми поделиться своим теплом, любовью, проявить заботу о детях, оставшихся без родителей. Княгининский район был одним из первых, внедряющих такую форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья, то есть опека (попечительство) на возмездной основе. В данном случае в качестве меры социальной поддержки приемной семье предусмотрены выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, ежемесячного пособия на опекаемого ребенка, денежного вознаграждения приемному родителю, возмещение услуг ЖКХ за долю ребенка, ряд других льгот. Размер выплат зависит от возраста ребенка, состояния его здоровья.
В Княгининском районе количество замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно увеличивается: в 2013 году было 70 семей, в 2014 – 73, в 2015 году – 77 семей.
В 2013 году в замещающих семьях проживали - 131 ребенок, в 2014 году – 134, в 2015 г. – 137 детей.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, выявленные в других районах, направленные на воспитание в детские дома, находят своих новых мам и пап среди жителей Княгининского района. Принцип «ребенок должен жить и воспитываться в семье» активно воплощается в жизнь. Подготовиться к важному шагу приема ребенка в семью кандидатам в замещающие родители помогают занятия в "Школе подготовки и сопровождения замещающих родителей "Солнышко", работающей на базе ГКОУ Княгининский детский дом. За время работы Школы обучение прошли 57 кандидатов в замещающие родители, в том числе, в текущем году – 13 человек.
Всего на территории района в настоящее время проживает 156 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство детей проживает в семьях граждан в разных формах семейного устройства, в том числе: усыновлено – 18 детей, находится под опекой родственников – 16 детей, воспитывается в приемных семьях – 103 ребенка.
В Княгининском детском доме проживает 10 детей. Это в основном дети старшего школьного возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья. При существующей системе материального и нематериального стимулирования граждан таких детей сложно передать в семьи. Вместе в тем в 2014 году 10 воспитанников Княгининского детского дома были устроены в семьи, в 2015 году – 3 ребенка.
Ежегодно в районе для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств федерального и областного бюджетов приобретается 1-2 благоустроенные квартиры.
8. Работа с кадрами. Качество образования наших учащихся во многом зависит от того, какие кадры работают в наших учреждениях.
Создание условий для наращивания кадрового педагогического потенциала образовательных организаций, повышения квалификации и профессиональной компетенции педагогических работников является основной целью управления аттестационным процессом в системе образования района.
Хороший процент аттестованных по общеобразовательным организациям- 86,2%, организации дополнительного образования (Дом детского творчества)- 100%; значительно увеличился процент аттестованных по дошкольным организациям с 69% до 80,9%.
В 2015 году прошли аттестацию 44 педагогических работника, квалификационные категории установлены 24 педагогам, из них шестерым- высшая. Это - Волкова Наталья Викторовна, учитель биологии МБОУ «Возрожденской СШ», Гусев Николай Анатольевич, учитель физической культуры МБОУ «Княгининской СШ №1». Порадовали в этом году педагоги дошкольных организаций - 4 педагога достойно прошли аттестационные процедуры на высшую квалификационную категорию. Это Матвеева Валентина Николаевна, Колосунина Елена Александровна- МБДОУ детский сад №1 «Теремок», Коротова Алла Витальевна, Баранова Наталья Михайловна - МБДОУ детский сад №2 «Светлячок». Первую квалификационную категорию получили - 24 педагога, прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности - 14 человек.
По данным мониторинга, доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, от общего числа аттестованных педагогических работников по району составляет 10,6%, это несколько выше, чем в прошлом году (8,6%), но значительно ниже, чем по области - 17,6%. Задача вывода педагогов на более высокий профессиональный уровень - должна стать приоритетной для каждой образовательной организации. При этом все участники образовательного процесса должны четко понимать, что аттестация педагогических работников является важной составляющей образовательного процесса, а понимание педагогами ее смысла и задач определяет достижение качества образования, а значит, и общих результатов деятельности. Умение управлять качеством аттестации - фактор развития системы образования.
Приоритетной задачей кадрового обеспечения образовательных организаций района является привлечение молодых специалистов в систему образования. В рамках областных целевых программ «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2006-2020 годы, «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011-2023 годы» в образовательные организации района с 2006 г. пришли 9 молодых специалистов. Но этого явно недостаточно. С соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в сфере образования Княгининского района Нижегородской области» доля молодых учителей в возрасте до 35 лет в 2018 году должна составить 17,5 %. В 2013 году этот показатель составил 12 %. В 2014 году – (с учетом того, что ряд молодых специалистов находились в декретном отпуске) 10,6 %. Это одно из самых низких значений в области. Среднеобластной показатель в 2014 году составил 21,7 % (к 2018 году этот показатель должен увеличиться до 24 %). Привлечение молодых специалистов в образовательные организации района (особенно в сельской местности) задача непростая, но решать ее нужно. Она остается приоритетной задачей кадровой политики в системе образования района в 2015-2018 годах.