ОТЧЕТ
о проделанной работе отдела юридического контроля и взаимодействия с органами местного самоуправления администрации Княгининского района Нижегородской области за 2015 год
В состав отдела входит сектор юридического контроля, который осуществляет правовую экспертизу нормативных правовых актов, взаимодействие с органами местного самоуправления района.
В области правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления Княгининского района, администрации Княгининского района сектором юридического контроля в 2015 году проведена следующая работа:
1. разработано проектов постановлений и распоряжений администрации района по вопросам, входящим в компетенцию отдела, по поручению главы администрации района – 103; разработано проектов решений Земского собрания Княгининского района Нижегородской области – 53;
2. проведена правовая экспертиза проектов правовых актов Земского собрания Княгининского района – 95, администрации Княгининского района – 3187;
3. В 2015 году отделом юридического контроля и взаимодействия с органами местного самоуправления администрации Княгининского района была проведена антикоррупционная экспертиза 504 проектов нормативных правовых актов администрации Княгининского района и 63 проектов решений Земского собрания Княгининского района Нижегородской области, 5 нормативных правовых акта администрации Княгининского района и 2 решения Земского собрания Княгининского района.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы выявлено:
1) 2 коррупциогенных фактора в административном регламенте «Получение технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим или физическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию», утвержденном постановлением администрации Княгининского района от 28.06.2013 № 970 – отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка - подп. «а» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее – Методика), утв. постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010; наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям – пп. «а» ч 4. Методики.
2) 3 коррупциогенных фактора в положении о комиссии по приему, передаче, списанию материалов, проведению инвентаризаций имущества и осуществлению экспертизы закупаемых товаров, работ, услуг для администрации Княгининского района Нижегородской области, утвержденном распоряжением администрации района от 30.03.2015 № 31-р – отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка - пп. «а» п.3 Методики, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям - пп. «а» ч 4. Методики, юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера пп. «в» ч 4. Методики.
3) 3 коррупциогенных фактора в административном регламенте управления образования администрации Княгининского района по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях расположенных на территории Княгининского района», утвержденный постановлением администрации района от 22.06.2011 № 698 - широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц). (подп. «а, в, ж» п.3 Методики);
4) 3 коррупциогенных фактора в административном регламенте управления образования администрации Княгининского района по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках образовательных учреждений Княгининского района Нижегородской области», утвержденный постановлением администрации района от 03.07.2011 № 748 - широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц). (подп. «а, в, ж» п.3 Методики);
5) 3 коррупциогенных фактора в административном регламенте управления образования администрации Княгининского района по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из баз данных Нижегородской области об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена», утвержденный постановлением администрации района от 02.11.2011 № 1251 - широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц). (подп. «а, в, ж» п.3 Методики);
6) 1 коррупциогенный фактор в решении Земского собрания Княгининского района Нижегородской области от 23.04.2010 № 24 «Об утверждении Положения о единой аттестационно-квалификационной комиссии по проведению аттестации и квалификационного экзамена муниципальных служащих Княгининского района Нижегородской области» - выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) (подпункт «в» пункта 3 Методики);
7) 2 коррупциогенные факторы в Положении о порядке заключения договоров на размещение рекламной конструкции на земельном участке, здании или другом недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности Княгининского района Нижегородской области, утвержденное решением Земского собрания Княгининского района Нижегородской области от 24.08.2015 № 378 - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям (подпункт «а» пункта 4 Методики), нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае (подпункт «и» пункта 4 Методики).
3) коррупциогенные факторы в проектах административных регламентов администрации Княгининского района:
по предоставлению муниципальной услуги «Назначение и осуществление социальной выплаты на газификацию домовладений и определения права на льготный целевой кредит». Выявлен коррупциогенный фактор «отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка» - подп. «а» п.3 Методики;
по предоставлению муниципальной услуги «Согласие на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений». Выявлены коррупциогенные факторы «наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям» - пп. «а» пункта 4 Методики, «отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка» - пп. «ж» п.3 Методики;
по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции». Выявлен коррупциогенный фактор «отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка» - пп. «ж» п.3 Методики;
по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций в рамках полномочий». Выявлен коррупциогенный фактор «отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка» - пп. «ж» п.3 Методики;
по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства, находящегося на территории Княгининского района Нижегородской области». Выявлены коррупциогенные факторы «Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций» - пп. «в» п. 3 Методики, «широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц» - пп. «а» п. 3 Методики;
по предоставлению муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства на территории Княгининского района Нижегородской области с привлечением средств материнского (семейного) капитала». Выявлены коррупциогенные факторы: «наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям» пп. «а» п.4 Методики, «выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций» - пп. «в» п. 3 Методики, «широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц» - пп. «а» п. 3 Методики;
по предоставлению муниципальной услуги «Выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей». Выявлен коррупциогенный фактор «отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка» - пп. «а» п.3 Методики;
Итого выявлено коррупциогенных факторов в проектах нормативных правовых актов – 12, в действующих нормативных правовых актах – 17.
Выявленные коррупциогенные факторы в проектах НПА и действующих НПА исключены.
Заключений независимых экспертов на проекты нормативных правовых актов и на действующие нормативные акты администрации Княгининского района, Земского собрания Княгининского района не поступало.
4. рассмотрено протестов и представлений прокуратуры Княгининского района с участием специалистов отдела – 13;
5. участие в качестве представителя администрации района в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, других судебных органах;
6. согласование и правовая экспертиза проектов договоров (контрактов, соглашений), заключаемых администрацией района с предприятиями, учреждениями, организациями;
7. правовое обеспечение деятельности комиссий, советов и рабочих групп при администрации района.
В области материально-технического и организационно-документационного обеспечения деятельности Земского собрания и главы местного самоуправления Княгининского района проводилась следующая работа:
За отчетный период Земским собранием Княгининского района было проведено 12 заседаний, принято 95 решений, которые в установленном порядке были оформлены и представлены в Государственно - правовой департамент Нижегородской области для включения в регистр нормативных-правовых актов, прокуратуру Княгининского района, а также в Контрольно-счетную инспекцию Княгининского района. Принятые Земским собранием нормативные правовые акты регулярно публиковались в районной газете «Победа» и размещались на официальном сайте администрации Княгининского района.
В 2015 году в связи с изменениями в законодательстве вносились изменения в Устав Княгининского района. Все изменения успешно прошли государственную регистрацию.
Отделом проводилась работа по организации взаимодействия Земского собрания района с Законодательным Собранием Нижегородской области и Советом муниципальных образований по вопросам нормотворчества.
В течение отчетного периода отделом проводилась работа:
- по консультированию структурных подразделений администрации района, органов местного самоуправления, поселений района по правовым вопросам их деятельности,
- по оформлению принятых правовых актов Земского собрания района и главы местного самоуправления района,
- по обеспечению функционирования и использования справочно-правовых систем и баз федерального и регионального законодательства,
- по обеспечению в администрации района и Земском собрании района единого порядка подготовки, визирования, прохождения и оформления проектов правовых актов.
В 2015 году отделом совместно со структурными подразделениями администрации района проводилась работа по приведению административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в соответствие с действующим законодательством.
Отделом постоянно оказывается помощь главам и специалистам городской и сельских администраций, руководителям учреждений по составлению проектов распоряжений, постановлений, приказов, ответов на запросы, протесты и представления прокурора, договоров, претензий и других документов, а также давались устные консультации по различным вопросам.
Начальник отдела Л.В.Чурикова