Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Об утверждении Положения об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования в образовательных организациях Княгининского муниципального района Нижегородской обл

Главная » Нормативные акты » Постановления » Постановления (разное) » Постановления (разное) 2022 год » Об утверждении Положения об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования в образовательных организациях Княгининского муниципального района Нижегородской обл

 

 

Администрация

Княгининского муниципального района

Нижегородской области

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

 

от  14.06.2022                                                                        № 422

 Об утверждении Положения об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования в образовательных организациях Княгининского муниципального района Нижегородской области

  

 В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Федерального закона  от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», руководствуясь Уставом Княгининского муниципального района Нижегородской области администрация Княгининского муниципального района  п о с т а н о в л я е т:

  1. Утвердить прилагаемое Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования в образовательных организациях Княгининского муниципального района Нижегородской области.
  2. Опубликовать настоящее постановление в районной газете «Победа» и разместить на официальном сайте администрации Княгининского муниципального района.
  3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника управления образования администрации Княгининского муниципального района Нижегородской области А.И. Игнатьичева.

 

 

И.о. главы администрации района                             О.К. Заварзин

                                                                                                                                                          

                                                                                        

 

 

                                                                                                            УТВЕРЖДЕНО

постановлением администрации

Княгининского муниципального района

Нижегородской области

от 14.06.2022 № 422

 

 

Положение

об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования в образовательных организациях

Княгининского муниципального района Нижегородской области

 

1.     Общие положения

1.1.        Настоящее Положение определяет порядок организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования, в муниципальных дошкольных образовательных организациях (далее - МДОО), в муниципальных общеобразовательных организациях (далее – МОО), в организациях дополнительного образования (далее - ДО) и организациях осуществляющих образовательную деятельность в Княгининском муниципальном районе Нижегородской области, когда все дети, независимо от их физического и (или) психологического развития включены в муниципальную систему образования и имеют возможность получать образование в образовательных организациях Княгининского муниципального района.

1.2. Правовые основы организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 04.12.2007 № 328-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

1.3.  В настоящем Положении используются следующие понятия:

- инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (обучение в совместной образовательной среде детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений по здоровью, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих ограничений по здоровью);

- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий;

- ребенок-инвалид – лицо, в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

- специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

- адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

- индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

1.4. Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в МДОО, МОО, МОДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность реализуется инклюзивное образование независимо от вида ограничений здоровья.

2. Цели и задачи организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования. 

2.1. Целью обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования, является реализация прав обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на получение качественного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

2.2. Задачи организации обучения лиц с ОВЗ, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования:

       - создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;

- освоение обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения, к проблемам обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов.

3. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования

3.1. Обучение лиц с ОВЗ, детей-инвалидов в МДОО и организациях осуществляющих образовательную деятельность может быть организовано:

- посредством совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в группе общеразвивающей направленности;

- посредством обучения в группах комбинированной направленности;

- посредством обучения в группах компенсирующей направленности;

- посредством обучения в группах оздоровительной направленности.

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в МОО может быть организовано:

- посредством совместного обучения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и обучающихся, не имеющих ограничений  по здоровью, в одном классе МОО;

- посредством функционирования отдельного класса для обучающихся с ОВЗ в МОО, реализующем программы общего образования.

Допускается сочетание инклюзивной формы с другими формами, при наличии указания на это в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

3.2.             Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.

При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ОВЗ; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.

3.3.             Обучение лиц с ОВЗ, детей-инвалидов может быть реализовано через следующие модели:

- полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды, посещают МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность наряду со здоровыми обучающимися и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующей  группы, класса, детского объединения, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные школьные мероприятия и др.;

- частичная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды, совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением МОО и обучаются по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями). Также обучающиеся с ОВЗ могут посещать общешкольные внеклассные мероприятия, кружки, клубы и др., если это не противоречит рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии;

- внеурочная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды, обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др., в МОО по рекомендациям ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями).

3.4. Прием обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется на основании рекомендаций ПМПК с согласия и на основании заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и оформляется приказом руководителя МДОО, МОО, ДО  и организациях осуществляющих образовательную деятельность.

3.5. Численность детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся инклюзивно в МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность определяется в соответствии с санитарными нормами и правилами.

3.6. При организации обучения лиц с ОВЗ, детей-инвалидов МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность обязаны:

- разработать локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность по организации инклюзивного образования (приказы, положения и т.д.);

- создать специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ;

- разработать адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК;

- обеспечить реализацию в полном объеме адаптированных образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся с ОВЗ установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным и психофизическим особенностям;

- обеспечить помощь обучающимся с ОВЗ в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (за исключением МДОО и организациях осуществляющих образовательную деятельность);

- обеспечить специальную коррекционную помощь обучающимся с ОВЗ (обеспечить наличие учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, тьютора, ассистента (помощника));

- обеспечить условия реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

- ознакомить родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, с документами, регламентирующими образовательные отношения(адаптированной образовательной программой, учебным планом, расписанием и т.д.);

- иметь необходимую документацию и инструментарий, позволяющие отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения обучающегося с ОВЗ, в том числе ребенка-инвалида, его коррекционную подготовку;

- обеспечить повышение квалификации педагогов в области коррекционной педагогики.

3.7. МДОО, МОО, ДО и организации осуществляющие образовательную деятельность осуществляют:

- учет обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на этапах их поступления, обучения, государственной итоговой аттестации (за исключением МДОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность);

- размещение информации о наличии условий для обучения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на официальных сайтах МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность;

- создание в МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи детям-инвалидам;

- выполнение показателей результативности реализации мероприятий по доступности образовательных организаций для детей с ОВЗ и инвалидностью.

3.8. Управление образования администрации Княгининского муниципального района Нижегородской области:

- координирует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования в инклюзивной форме;

- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования;

- оказывает консультативное сопровождение по организационно-управленческим аспектам;

- осуществляет в пределах своих полномочий контроль деятельности МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность по вопросам соблюдения прав обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на получение бесплатного общедоступного и качественного общего и дополнительного образования.

4. Содержание общего и дополнительного образования лиц

с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

4.1. Содержание общего и дополнительного образования, условия организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, разрабатываемой и реализуемой в МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность самостоятельно.

4.2. Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ОВЗ, детей- инвалидов на основе специального разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционное, электронное обучение.

4.3. Адаптированная образовательная программа МОО реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

4.4. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся. Коррекционно-развивающие мероприятия в МОО могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

4.5. Образовательная деятельность  организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое определяется МОО (МДОО, организациями осуществляющими образовательную деятельность) в соответствии с установленными требованиями санитарных норм и правил.

4.6. Обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в МОО осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников, и соответствующим программам обучения.

4.7. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в МОО осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.

4.8. Государственная итоговая аттестация выпускников МОО, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.

4.9. Лицам с ОВЗ, детям-инвалидам, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам в МОО и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании.

4.10. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые установлены федеральным законодательством.

5.     Кадровое обеспечение

5.1.                  Для обучения лиц с ОВЗ, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования привлекаются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Обязательно знание основ специальной психологии и коррекционной педагогики, приемов коррекционной работы.

5.2.                  Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования обучающимися с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами.

5.3.                  В штатное расписание МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность вводятся ставки учителя-дефектолога (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, тьютора, ассистента (помощника) (с учетом особых образовательных потребностей детей ОВЗ, детей-инвалидов).

5.4.                  В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций Княгининского муниципального района или посредством методической и консультационной помощи руководителя районного методического объединения педагогов-психологов.