Администрация
Княгининского муниципального района
Нижегородской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14.06.2022 № 422
Об утверждении Положения об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования в образовательных организациях Княгининского муниципального района Нижегородской области
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», руководствуясь Уставом Княгининского муниципального района Нижегородской области администрация Княгининского муниципального района п о с т а н о в л я е т:
И.о. главы администрации района О.К. Заварзин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
Княгининского муниципального района
Нижегородской области
от 14.06.2022 № 422
Положение
об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования в образовательных организациях
Княгининского муниципального района Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования, в муниципальных дошкольных образовательных организациях (далее - МДОО), в муниципальных общеобразовательных организациях (далее – МОО), в организациях дополнительного образования (далее - ДО) и организациях осуществляющих образовательную деятельность в Княгининском муниципальном районе Нижегородской области, когда все дети, независимо от их физического и (или) психологического развития включены в муниципальную систему образования и имеют возможность получать образование в образовательных организациях Княгининского муниципального района.
1.2. Правовые основы организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования:
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
- инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (обучение в совместной образовательной среде детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений по здоровью, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих ограничений по здоровью);
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий;
- ребенок-инвалид – лицо, в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
- специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
- индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
1.4. Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в МДОО, МОО, МОДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность реализуется инклюзивное образование независимо от вида ограничений здоровья.
2. Цели и задачи организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
2.1. Целью обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования, является реализация прав обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на получение качественного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
2.2. Задачи организации обучения лиц с ОВЗ, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования:
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
- освоение обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения, к проблемам обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов.
3. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования
3.1. Обучение лиц с ОВЗ, детей-инвалидов в МДОО и организациях осуществляющих образовательную деятельность может быть организовано:
- посредством совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в группе общеразвивающей направленности;
- посредством обучения в группах комбинированной направленности;
- посредством обучения в группах компенсирующей направленности;
- посредством обучения в группах оздоровительной направленности.
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в МОО может быть организовано:
- посредством совместного обучения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью, в одном классе МОО;
- посредством функционирования отдельного класса для обучающихся с ОВЗ в МОО, реализующем программы общего образования.
Допускается сочетание инклюзивной формы с другими формами, при наличии указания на это в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).
3.2. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ОВЗ; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.
3.3. Обучение лиц с ОВЗ, детей-инвалидов может быть реализовано через следующие модели:
- полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды, посещают МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность наряду со здоровыми обучающимися и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующей группы, класса, детского объединения, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные школьные мероприятия и др.;
- частичная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды, совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением МОО и обучаются по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями). Также обучающиеся с ОВЗ могут посещать общешкольные внеклассные мероприятия, кружки, клубы и др., если это не противоречит рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии;
- внеурочная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды, обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др., в МОО по рекомендациям ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями).
3.4. Прием обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется на основании рекомендаций ПМПК с согласия и на основании заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и оформляется приказом руководителя МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность.
3.5. Численность детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся инклюзивно в МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность определяется в соответствии с санитарными нормами и правилами.
3.6. При организации обучения лиц с ОВЗ, детей-инвалидов МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность обязаны:
- разработать локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность по организации инклюзивного образования (приказы, положения и т.д.);
- создать специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ;
- разработать адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК;
- обеспечить реализацию в полном объеме адаптированных образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся с ОВЗ установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным и психофизическим особенностям;
- обеспечить помощь обучающимся с ОВЗ в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (за исключением МДОО и организациях осуществляющих образовательную деятельность);
- обеспечить специальную коррекционную помощь обучающимся с ОВЗ (обеспечить наличие учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, тьютора, ассистента (помощника));
- обеспечить условия реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
- ознакомить родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, с документами, регламентирующими образовательные отношения(адаптированной образовательной программой, учебным планом, расписанием и т.д.);
- иметь необходимую документацию и инструментарий, позволяющие отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения обучающегося с ОВЗ, в том числе ребенка-инвалида, его коррекционную подготовку;
- обеспечить повышение квалификации педагогов в области коррекционной педагогики.
3.7. МДОО, МОО, ДО и организации осуществляющие образовательную деятельность осуществляют:
- учет обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на этапах их поступления, обучения, государственной итоговой аттестации (за исключением МДОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность);
- размещение информации о наличии условий для обучения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на официальных сайтах МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность;
- создание в МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи детям-инвалидам;
- выполнение показателей результативности реализации мероприятий по доступности образовательных организаций для детей с ОВЗ и инвалидностью.
3.8. Управление образования администрации Княгининского муниципального района Нижегородской области:
- координирует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования в инклюзивной форме;
- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования;
- оказывает консультативное сопровождение по организационно-управленческим аспектам;
- осуществляет в пределах своих полномочий контроль деятельности МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность по вопросам соблюдения прав обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на получение бесплатного общедоступного и качественного общего и дополнительного образования.
4. Содержание общего и дополнительного образования лиц
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
4.1. Содержание общего и дополнительного образования, условия организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, разрабатываемой и реализуемой в МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность самостоятельно.
4.2. Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ОВЗ, детей- инвалидов на основе специального разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционное, электронное обучение.
4.3. Адаптированная образовательная программа МОО реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
4.4. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся. Коррекционно-развивающие мероприятия в МОО могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
4.5. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое определяется МОО (МДОО, организациями осуществляющими образовательную деятельность) в соответствии с установленными требованиями санитарных норм и правил.
4.6. Обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в МОО осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников, и соответствующим программам обучения.
4.7. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в МОО осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4.8. Государственная итоговая аттестация выпускников МОО, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.
4.9. Лицам с ОВЗ, детям-инвалидам, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам в МОО и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании.
4.10. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые установлены федеральным законодательством.
5. Кадровое обеспечение
5.1. Для обучения лиц с ОВЗ, детей-инвалидов, в том числе посредством организации инклюзивного образования привлекаются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Обязательно знание основ специальной психологии и коррекционной педагогики, приемов коррекционной работы.
5.2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования обучающимися с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами.
5.3. В штатное расписание МДОО, МОО, ДО и организациях осуществляющих образовательную деятельность вводятся ставки учителя-дефектолога (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, тьютора, ассистента (помощника) (с учетом особых образовательных потребностей детей ОВЗ, детей-инвалидов).
5.4. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций Княгининского муниципального района или посредством методической и консультационной помощи руководителя районного методического объединения педагогов-психологов.