О новых правилах перевозки животных
железнодорожным транспортом
Приказом Минтранса России от 19.10.2020 № 427 утверждены новые правила перевозки животных железнодорожных транспортом (далее – правила), которые вступили в законную силу с 01.09.2021 и действуют до 01.09.2027.
Перевозка животных осуществляется в специальных вагонах и крытых составах, а мелких зверей можно перевозить в клетках или ящиках в несколько ярусов. Следует отметить, что перевозка в пассажирских поездах мелких домашних животных, собак и птиц осуществляется в соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473.
В соответствии с новыми правилами для перевозки животных в прямом железнодорожном сообщении владельцу домашнего питомца необходимо оформить железнодорожную накладную и ветеринарные сопроводительные документы, которые могут быть как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, если ветеринарные документы оформлялись в электронном виде, то грузоотправитель должен указать в накладной номер ветеринарного сопроводительного документа, сформированный федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии (далее – ФГИС).
Отправитель обязан уведомить в электронной форме с использованием ФГИС или на бумажном носителе о перевозке животных за 24 часа до их отправки должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора (далее – Россельхознадзор).
При погрузке и выгрузке животных их должен осмотреть специалист территориального управления Россельхознадзора.
В случае получения от должностного лица Россельхознадзора уведомления о запрете погрузки животных, грузоотправитель обязан не позднее, чем через 2 часа с момента уведомления, убрать животных с железнодорожной станции.
Грузоотправитель обязан обеспечить животных безопасными кормами, емкостями с водой и подстилкой, а проводник – запасом воды и уборку во время стоянок поездов.
О случаях заболевания или об отказе животных от пищи проводники обязаны сообщить об этом в территориальное управление Россельхознадзора не позднее чем через три часа после происшествия.
При перевозке международным сообщением редких и исчезающих животных потребуется разрешение Административного органа СИТЕС – это Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
Об ответственности за оборот товаров с заведомо
поддельными средствами идентификации для маркировки товаров
С 1 декабря 2021 года вступают в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в статью 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».
В предыдущей редакции кодекса не была предусмотрена ответственность за оборот товаров с заведомо поддельными средствами идентификации для маркировки товаров. Вместе с этим, общественная опасность использования поддельных средств идентификации актуальна в настоящее время и состоит в том, что их применение легализует незаконные товары, которые могут представлять опасность для потребителя, при этом для недобросовестных участников оборота товаров создается возможность ухода от уплаты налогов и таможенных платежей.
Теперь наряду с уже установленной ответственностью за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством, введена ответственность за использование заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров.
Соответствующие изменения внесены в части первую и третью статьи 171.1 Уголовного кодекса России, санкции которых предусматривают ответственность в виде штрафа в размере до 300 тыс. рублей (если товары продовольственные – до 400 тыс. руб.) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет; в виде принудительных работ на срок до трех лет либо лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
Кроме того, с 01.12.2021 вводятся штрафы по ст. 15.12.1 КоАП РФ за непредставление сведений, нарушение порядка и сроков представления сведений, а также за представление неполных, недостоверных сведений в отношении обязательных к маркировке товаров в информационную систему мониторинга. Вышеуказанное нарушение повлечет предупреждение или наложение штрафа: на должностных лиц в размере от 1000 до 10 000 рублей; на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
О порядке прохождения медицинского осмотра при приеме на работу
В силу статьи 69 Трудового кодекса РФ обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию) при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Также работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ст. 213 Трудового кодекса РФ).
Предварительный медицинский осмотр необходим при приеме на работу нового сотрудника, на основании выводов медицинского заключения работодатель принимает либо отказывает соискателю в трудоустройстве.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров.
С 1 апреля 2021 года действует новый порядок проведения медицинских осмотров при трудоустройстве (приказ Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29н), согласно которому работодатель обязан организовать и оплатить такие медосмотры, а также отследить их результаты. При этом предусмотрено, что предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного работодателем лицу, поступающему на работу.
Принять результаты медицинского осмотра от другого работодателя возможно только при полном совпадении наименования должности и условий труда на рабочем месте.
О новом порядке уплаты таможенных платежей
С 1 августа 2021 года внесены изменения в Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов и Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложения № 5 и 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе). В связи с указанным с 1 августа 2021 года применяются положения статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67-70 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В связи с началом применения данных статей Федерального закона № 289-ФЗ изменяется порядок уплаты таможенных платежей.
Так, с 1 августа 2021 года уплата таможенных и иных платежей возможна только путем внесения на лицевой счет плательщика авансовых платежей (по коду бюджетной классификации, установленному для авансовых платежей) и последующего распоряжения такими авансовыми платежами в счет уплаты следующих видов платежей: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость и акцизы; таможенные сборы; специальная пошлина; антидемпинговая пошлина; компенсационная пошлина; проценты; пени; утилизационный сбор, взимаемый в отношении колесных транспортных средств и прицепов к ним.
В случае если при внесении авансовых платежей плательщиком в платежном документе вместо КБК авансовых платежей ошибочно будет указан иной КБК, то таможенные органы самостоятельно произведут уточнение КБК.
После 1 августа 2021 года непосредственно по кодам бюджетной классификации осуществляется уплата следующих платежей: утилизационный сбор, взимаемый в отношении самоходных машин и прицепов к ним; денежные средства, предназначенные для приобретения акцизных марок; денежный залог, вносимый в качестве обеспечения исполнения обязательств организации об использовании приобретенных акцизных марок, по которым обязательство организации не исполнено; государственная пошлина за принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза; денежные возмещения в размере двукратной суммы ущерба, причиненного преступлениями, в целях освобождения от уголовной ответственности; штрафы, назначенные в качестве наказания по уголовным делам; судебные штрафы, назначенные в качестве меры уголовно-правового характера; денежные средства, перечисленные в качестве возмещения ущерба по уголовным делам; административные штрафы, издержки по делам об административных правонарушениях.
О продлении продуктовых контрсанкций до конца 2022 года
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» Указом Президента России от 20.09.2021 № 534 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» с 1 января по 31 декабря 2022 г. продлено действие отдельных специальных экономических мер, а именно ответных санкций в отношении импорта в Россию отдельных видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия.
Запрет действует на ввоз сыров, колбас, фруктов и прочих товаров, произведенных в США, государствах ЕС, в некоторых других странах и не касается ввоза транзитом на автомобилях или по железной дороге для перевозки в третьи страны при соблюдении определенных условий.
Об ответственности за нарушение правил
движения через железнодорожные пути
С 01.05.2021 года вступили в законную силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, которые ужесточают ответственность граждан за нарушение правил движения через железнодорожные пути.
Согласно ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ к нарушениям относится пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде либо проезд через нерегулируемый железнодорожный переезд, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).
Ранее в качестве меры ответственности законом предписывалось наложение штрафа в размере 1000 руб. или лишение права управления транспортным средством на срок от 3 до 6 месяцев.
Согласно требованиям действующей редакции указанной статьи КоАП РФ санкции за проезд через нерегулируемый железнодорожный переезд при приближающемся поезде (локомотиве, дрезине) предусмотрен штраф для физического лица 5 000 руб. или лишение права управления транспортным средством на срок от 3 до 6 месяцев.
Кроме того, с увеличением суммы штрафа законодателем исключена возможность уплаты административного штрафа за нарушение правил движения через железнодорожные пути со скидкой 50%.
Об административной и уголовной ответственности
в сфере противодействия экстремизму и терроризму
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за такие противоправные действия экстремистского характера, как: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ); производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ).
Совершение такого характера административно-наказуемых деяний влечет для виновных ответственность в виде наложения административного штрафа или, в отдельных случаях, назначение административного ареста, конфискацию предметов административного правонарушения.
В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства.
Кроме того, УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступлений экстремистского характера, таких как: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ), организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ) и другие.
Санкциями указанных выше статей за совершение преступлений предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на различные сроки.
Действия и преступления, имеющие террористический характер, влекут для виновных лиц наступление исключительно уголовной ответственности, например, предусмотренной ст. 205 УК РФ за совершение террористический акт, то есть взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
К преступлениям террористического характера, помимо собственно террористического акта, закон относит содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и нападение на
лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ). Совершение такого характера преступных деяний влечет для виновных лиц назначение наказания вплоть до лишения свободы на разные сроки.
Например, за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма или пропаганду терроризма, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» виновное лицо ждет наказание вплоть до 7 лет лишения свободы с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.