Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рассмотрение обращений граждан

Главная » Информация прокуратуры Княгининского района » 2011 год » Рассмотрение обращений граждан
25.11.2011
Рассмотрение обращений граждан
Одним из способов обеспечения законности в деятельности исполнительной власти являются личные обращения граждан (с жалобами, предложениями и заявлениями) в органы исполнительной власти. Любой гражданин вправе самостоятельно, не зависимо от своей принадлежности к какой либо общественной организации или объединению, как частное лицо, по собственной инициативе оценивать деятельность органа исполнительной власти, любого должностного лица с точки зрения законности и результативности. Право на обращение является важнейшим конституционно-правовым средствам защиты прав и свобод граждан. Конституцией РФ установлено, что граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33). Они имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты органа исполнительной власти или его должностного лица, нарушающие субъективные права и интересы.
Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Любой гражданин Российской Федерации может обратиться в любой государственный орган, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу. С этим правом граждан корреспондирует обязанность перечисленных органов, их руководителей и должностных лиц принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы.
Со 2 ноября 2006 г., с вступлением в силу Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", создана новая нормативная база, призванная повысить эффективность участия граждан в управлении делами государства и контроле за деятельностью государственного аппарата.
Основной формой контроля здесь выступает подача гражданином обращения в государственный орган. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона термином "обращение" охватываются предложение, заявление или жалоба гражданина, направленные в орган публичной власти, а также устное обращение гражданина в государственный орган. Несмотря на некоторые отличия в содержательном плане, все перечисленные виды обращений граждан могут нести существенную информацию о деятельности различных государственных органов и быть использованы как повод для проведения контрольных мероприятий соответствующими субъектами контроля.
Закон закрепляет права обратившегося (ст. 5) и гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением (ст. 6). Гарантиями безопасности гражданина в связи с его обращением выступают: 1) запрещение преследования гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц; 2) недопущение разглашения сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Указанные положения, а также иные нормы Закона призваны не только оградить гражданина, направившего обращение, от чиновничьего произвола при его рассмотрении, но и повысить эффективность этого вида общественного контроля. К иным законодательным гарантиям можно отнести:
- сроки рассмотрения обращения (ст. 12). Общий срок рассмотрения составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения, но в исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней;
- обязательная регистрация обращения (ч. 2 ст. 8). Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган;
- обязательность уведомления гражданина, направившего обращение, о его переадресации (ч. 3 ст. 8);
- запрет на направление обращения для рассмотрения в тот государственный орган или тому должностному лицу, действие (бездействие) которых обжалуется (ч. 6 ст. 8);
- обязательность принятия обращения к рассмотрению (ст. 9);
- объективность, всесторонность, своевременность рассмотрения обращения, возможность личного участия заявителя (п. 1 ч. 1 ст. 10);
- обязательность принятия мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (п. 3 ч. 1 ст. 10);
- письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10).
Ответ гражданину по существу поставленных в обращении вопросов дается в письменной форме на официальном бланке за подписью руководителя государственного органа или органа местного самоуправления, должностного лица либо уполномоченного на то лица. Круг уполномоченных лиц определяется нормативным актом государственного органа, должностного лица.
Таким образом, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" содержит определенные гарантии как реализации права на обращение, так и повышения эффективности общественного контроля граждан за деятельностью государственного аппарата. Вопрос их практического использования в первую очередь зависит от общественной активности и желания самих граждан.
 
Прокурор Княгининского района
советник юстиции                                                                                С.В. Емелин